личные инструменты
Вы посетили:
Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
alphabet-game [2009/10/02 20:38] igor_markov guillemets |
alphabet-game [2020/03/11 17:38] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Алфавит ====== | ====== Алфавит ====== | ||
- | Упражнение «Алфавит» – одна из самых известных игр Нового Кода, она была создана Джоном Гриндером при участии Роджера Табба. «Алфавит» - техника перепрограммирования бессознательного. Она позволяет поменять паттерны, устойчивые бессознательные программы, привычные способы автоматического реагирования, которые по каким-то причинам перестали быть полезными. Это может быть нежелательное поведение в каком-то контексте, страхи, неправильные привычки или отсутствие правильных привычек, неприятные воспоминания, ограничивающие убеждения... Эту технику также можно использовать как технику креативного мышления, интуитивного решения сложных задач или получения ответов на сложные вопросы. | + | * [[http://www.newcode.ru/soft/alphabet.html|Играть он-лайн]] (чтобы сохранить, выберите в меню браузера «Файл -> Сохранить как...») |
- | Это упражнение лучше всего поначалу делать вместе с опытным тренером, который следит за вашим состоянием и проводит вас по шагам техники. Если у вас нет тренера, вам потребуется развитый навык наблюдения за собственным состоянием и хорошее знание того состояния, которое требуется получить в результате игры. Описание состояния приводится ниже. | + | Упражнение «Алфавит» – одна из самых известных [[newcode-games|игр Нового Кода]], она была создана Джоном Гриндером при участии Роджера Табба. «Алфавит» - техника перепрограммирования [[unconscious|бессознательного]]. Она позволяет поменять [[patterns|паттерны]], устойчивые бессознательные программы, привычные способы автоматического реагирования, которые по каким-то причинам перестали быть полезными. Это может быть нежелательное поведение в каком-то контексте, страхи, неправильные привычки или отсутствие правильных привычек, неприятные воспоминания, ограничивающие убеждения... Эту технику также можно использовать как технику [[creativity|креативного мышления]], интуитивного решения сложных задач или получения ответов на сложные вопросы. |
+ | |||
+ | Это упражнение лучше поначалу делать вместе с опытным тренером, который следит за вашим состоянием и проводит вас по шагам техники. Если у вас нет тренера, вам потребуется развитый навык наблюдения за собственным состоянием и хорошее знание того состояния, которое требуется получить в результате игры. Описание состояния приводится ниже. | ||
Приведенные здесь инструкции являются самыми подробными инструкциями к «Алфавиту», которые мы встречали. Их чтение займет некоторое время – мы рекомендуем перечитать их несколько раз и время от времени возвращаться к ним. Все, о чем здесь написано – важно. | Приведенные здесь инструкции являются самыми подробными инструкциями к «Алфавиту», которые мы встречали. Их чтение займет некоторое время – мы рекомендуем перечитать их несколько раз и время от времени возвращаться к ним. Все, о чем здесь написано – важно. | ||
- | **0. Подготовьте пространство.** Для игры вам потребуется специальная таблица, электронный вариант которой вы можете скачать [[http://www.newcode.ru/soft/alphabet%20table.doc|здесь]] (формат .doc). Вы также можете составить аналогичную таблицу самостоятельно, используя любой знакомый вам алфавит (английский, иврит и т.д.). Правила составления таблицы просты: в таблице 5-6 колонок и столько же столбцов, в каждой клетке по две буквы, одна над другой. Верхние буквы являются буквами алфавита по порядку, нижние буквы – символизируют лево (Л), право (П) или одновременно (О или В – вместе). При этом расположение нижних букв случайно, за исключением того, что буква "П" должна находиться под "Л", буква "Л" – наоборот под "П", а "В"("О") - под "В" ("О"). Буквы ничем не должны отличаться друг от друга - ни цветом, ни размером, ни шрифтом. | + | Игра выполняется в [[4-step-model|четырех-шаговой модели]] изменений Нового кода. |
+ | |||
+ | **Шаг 0. Подготовьте материал для игры.**\\ | ||
+ | Для игры вам потребуется специальная таблица с буквами. Вы можете использовать: | ||
+ | * Электронный "алфавит", разные варианты которого можно скачать в разделе [[alphabet-soft|«Cофт»]].\\ | ||
+ | |||
+ | * Распечатанный бумажный "алфавит", версию в формате .doc можно скачать [[http://www.newcode.ru/soft/alphabet%20table.doc|здесь]]. \\ | ||
+ | |||
+ | * Вы также можете составить аналогичную таблицу самостоятельно, используя любой знакомый вам алфавит (английский, иврит и т.д.). Правила составления таблицы просты: в таблице 5-6 колонок и столько же столбцов, в каждой клетке по две буквы, одна над другой. Верхние буквы являются буквами алфавита по порядку, нижние буквы – символизируют лево (Л), право (П) или одновременно (О или В – вместе). При этом расположение нижних букв случайно, за исключением того, что буква "П" должна находиться под "Л", буква "Л" – наоборот под "П", а "В"("О") - под "В" ("О"). Буквы ничем не должны отличаться друг от друга - ни цветом, ни размером, ни шрифтом. | ||
- | Таблицу необходимо распечатать и укрепить на уровне глаз на расстоянии, с которого вам хорошо видны буквы. Вместо печатной таблицы можно использовать специальные компьютерные программы, которые можно скачать в разделе [[alphabet-soft|«Cофт»]]. \\ | + | Таблицу/экран необходимо расположить на уровне глаз на расстоянии, с которого вам хорошо видны буквы.\\ |
\\ | \\ | ||
- | **1. Выберите актуальную задачу**, которую вы бы хотели проработать. Это может быть любая ситуация, которая приносит вам душевный дискомфорт, в которой вы недовольны собой. Важно, чтобы вы могли вспомнить конкретный контекст – работа, семья, улица – в котором эта ситуация обычно возникает или может возникнуть в будущем. Это также может быть какой-то конкретный вопрос вроде "что же мне делать?" или "где же эти чертовы ключи?"\\ | + | **Шаг 1. Выберите актуальную проблему/задачу**.\\ |
+ | Это может быть любая ситуация, которая приносит вам душевный дискомфорт, в которой вы недовольны собой. Важно, чтобы вы могли вспомнить конкретный контекст – работа, семья, улица – в котором эта ситуация обычно возникает или может возникнуть в будущем. Это также может быть какой-то конкретный вопрос вроде "что же мне делать?" или "где же эти чертовы ключи?"\\ | ||
- | **2. Ассоциируйтесь с задачей.** Выберите любое место в комнате, в нескольких шагах от места, где висит таблица. Теперь вам необходимо "войти" в проблемный контекст. Для этого сначала примите позу, в которой вы обычно находитесь там. Если вы сидите - сядьте, стоите - встаньте. Представьте себе очень ярко и живо то, что в происходит в выбранной вами ситуации. Вспомните контекст во всех подробностях, буквально проживите эту ситуацию прямо сейчас: увидьте то, что вы тогда видели – представьте эту картинку большой и яркой, если там есть движение – представьте, как ситуация развивается. Затем добавьте звук - услышьте то, что слышали и то, что вы говорили сами себе внутри. Если это вопрос - напишите его на бумаге и прочитайте вслух. После этого почувствуйте все переживания, пусть даже неприятные, характерные для этого момента и заметьте, что происходит у вас в теле: какие мышцы напрягаются, есть ли где-то внутреннее движение, дрожь и т.д. | + | **Шаг 2. Ассоциируйтесь с задачей.**\\ |
+ | Выберите любое место в комнате, в нескольких шагах от места, где висит таблица. Теперь вам необходимо "войти" в проблемный контекст. Для этого сначала примите позу, в которой вы обычно находитесь там. Если вы сидите - сядьте, стоите - встаньте. Представьте себе очень ярко и живо то, что в происходит в выбранной вами ситуации. Вспомните контекст во всех подробностях, буквально проживите эту ситуацию прямо сейчас: увидьте то, что вы тогда видели – представьте эту картинку большой и яркой, если там есть движение – представьте, как ситуация развивается. Затем добавьте звук - услышьте то, что слышали и то, что вы говорили сами себе внутри. Если это вопрос - напишите его на бумаге и прочитайте вслух. После этого почувствуйте все переживания, пусть даже неприятные, характерные для этого момента и заметьте, что происходит у вас в теле: какие мышцы напрягаются, есть ли где-то внутреннее движение, дрожь и т.д. | ||
Например, вы хотите поработать с имеющимся у вас страхом публичных выступлений. Вспомните типичную ситуацию публичного выступления, каким вы видите зал, зрителей, что вы слышите, что говорите себе и другим, заметьте, каковы ваши ощущения от этого. | Например, вы хотите поработать с имеющимся у вас страхом публичных выступлений. Вспомните типичную ситуацию публичного выступления, каким вы видите зал, зрителей, что вы слышите, что говорите себе и другим, заметьте, каковы ваши ощущения от этого. | ||
Строка 23: | Строка 35: | ||
* воспользоваться знаниями своих критических субмодальностей для усиления ассоциации. | * воспользоваться знаниями своих критических субмодальностей для усиления ассоциации. | ||
- | **3.** Сойдите с этого места. Сделайте быструю разбивку состояния: встряхнитесь, расправьте плечи, смените паттерн дыхания.\\ **Подойдите к таблице и начните игру.** | + | **Шаг 3. Игра.** \\ |
+ | Сойдите с этого места. Сделайте быструю разбивку состояния: встряхнитесь, расправьте плечи, смените паттерн дыхания. Подойдите к таблице и начните игру. | ||
- | Правила игры: Читайте вслух верхние буквы по порядку (А, Б, В и т.д.). В зависимости от того, какая буква стоит внизу, П, Л или В(О), вы одновременно поднимаете, сгибая в локте под углом 90 градусов, Правую руку, Левую руку, или Обе руки Вместе. | + | ==== Правила игры: ==== |
+ | Читайте вслух (достаточно громко, чтобы слышать себя) верхние буквы по порядку (А, Б, В и т.д.). В зависимости от того, какая буква стоит внизу, П, Л или В(О), одновременно поднимайте, сгибая в локте под углом 90 градусов, **П**равую руку, **Л**евую руку, или **О**бе руки **В**месте. | ||
- | Если вы сбиваетесь, продолжайте идти дальше по таблице. Примечание: инструкцией Джона Гриндера было в случае ошибки начать сначала. Однако, мы обнаружили, что это часто срабатывает как наказание и вызывает раздражение – нежелательную в данном упражнении эмоцию. Однако, если вы наблюдаете потерю интереса к игре, недостаток вызова - попробуйте пройти таблицу без ошибок от начала до конца и поймите, как это на самом деле сложно. | + | __Для электронной версии:__ |
+ | |||
+ | Выберите скорость, на которой вам достаточно сложно, чтобы это было интересно, включало драйв, но при не чересчур сложно. Немного освоившись с игрой на такой скорости, через пару минут добавьте усложнение – начните поднимать не только руку, но и одновременно //противоположную// ногу: "П" для левой ноги, "Л" для правой ноги", "В" - подпрыгнуть (действительно подпрыгивайте! это важно!) | ||
+ | Постепенно вы заметите, как ваше состояние начнет меняться. По мере того, как вы осваиваетесь с игрой, увеличивайте скорость. | ||
+ | |||
+ | __Для бумажной версии:__ | ||
+ | |||
+ | Если вы сбиваетесь, продолжайте идти дальше по таблице. Примечание: инструкцией Джона Гриндера было в случае ошибки начать сначала. Однако, мы обнаружили, что это часто срабатывает как наказание и вызывает раздражение – нежелательную в данном упражнении эмоцию. Однако, если вы наблюдаете потерю интереса к игре, недостаток вызова - попробуйте пройти таблицу без ошибок от начала до конца и поймите, как это на самом деле сложно. | ||
Играйте так 2 минуты. Затем проделайте то же самое, только читайте таблицу в обратном порядке. Еще через 2 минуты добавьте еще одно усложнение – начните поднимать не только руку, но и одновременно, противоположную ногу ("П" для левой ноги, "Л" для правой ноги", "В" - подпрыгнуть - действительно подпрыгивайте! это важно!). | Играйте так 2 минуты. Затем проделайте то же самое, только читайте таблицу в обратном порядке. Еще через 2 минуты добавьте еще одно усложнение – начните поднимать не только руку, но и одновременно, противоположную ногу ("П" для левой ноги, "Л" для правой ноги", "В" - подпрыгнуть - действительно подпрыгивайте! это важно!). | ||
Строка 33: | Строка 54: | ||
2 минуты – время, которое требуется среднему человеку, чтобы освоиться с игрой. Если вы замечаете, что игра стала слишком простая – увеличьте темп или перейдите на следующий уровень сложности раньше. | 2 минуты – время, которое требуется среднему человеку, чтобы освоиться с игрой. Если вы замечаете, что игра стала слишком простая – увеличьте темп или перейдите на следующий уровень сложности раньше. | ||
- | Постепенно вы заметите, как ваше состояние начнет меняться. Состояние, которого необходимо достичь в результате игры характеризуется следующими признаками: | + | ==== Описание состояния, к которому мы стремимся в игре==== |
- | * минимальное мышечное напряжение, сочетание тонуса и расслабленности, хорошая осанка, грация движений; | + | |
- | * уверенность в себе, наполненность энергией; | + | Цель игры — достижение [[hps|высокопродуктивного состояния]]. |
- | * энтузиазм по поводу игры, увлеченность процессом; | + | Оно характеризуется следующими признаками: |
- | * позитивное отношение к ошибкам; | + | * Минимальное мышечное напряжение, сочетание тонуса и расслабленности, хорошая осанка, грация движений; |
- | * открытость к неожиданностям, независимо от того, какова следующая буква, вы готовы на нее отреагировать. | + | * Уверенность в себе, наполненность энергией; |
+ | * Энтузиазм по поводу игры, увлеченность процессом; | ||
+ | * Позитивное отношение к ошибкам; | ||
+ | * Открытость к неожиданностям, независимо от того, какова следующая буква, вы готовы на нее отреагировать. | ||
Это состояние "играющей кошки", очень гибкое, расслабленное, но вместе с тем наполненное силой. Старайтесь расслабиться как можно сильнее, сохраняя при этом высокий уровень наполненности энергией. Держите ваши плечи расправленными, дышите ровно, двигайтесь в ритме, грациозно и плавно. Если вы замечаете раздражение, это значит, что для вас слишком важен результат. Имейте в виду, что это просто игра, разрешите себе ошибаться, но старайтесь ошибаться как можно меньше. | Это состояние "играющей кошки", очень гибкое, расслабленное, но вместе с тем наполненное силой. Старайтесь расслабиться как можно сильнее, сохраняя при этом высокий уровень наполненности энергией. Держите ваши плечи расправленными, дышите ровно, двигайтесь в ритме, грациозно и плавно. Если вы замечаете раздражение, это значит, что для вас слишком важен результат. Имейте в виду, что это просто игра, разрешите себе ошибаться, но старайтесь ошибаться как можно меньше. | ||
- | Если игра становится слишком сложной и вы перестаете быть успешным в ней - упростите задачу. Ваша цель - поддерживать сложность игры на таком уровне, чтобы вам было не просто, чтобы в игре был вызов, но в целом у вас все получается, вы успешны и довольны собой. Именно в этом состоянии для вас оказываются доступны мощные неспецифические ресурсы, полезные в практически в любом контексте. | + | Это состояние очень близко состоянию [[flow|потока]]. Если игра становится слишком сложной и вы перестаете быть успешным в ней - упростите задачу. Ваша цель - поддерживать сложность игры на таком уровне, чтобы вам было не просто, чтобы в игре был вызов, но в целом у вас все получается, вы успешны и довольны собой. Именно в этом состоянии для вас оказываются доступны мощные [[http://newcode.ru/doku.php/tactics/types-of-resources|неспецифические ресурсы]], полезные в практически в любом контексте. |
Играйте в игру 12-15 минут. Опытные игроки могут сократить время до 5-10 минут. Достигнув требуемого состояния, выйдите из игры. Если вы играете с тренером, то ответственность тренера – заметить, когда вы находитесь на пике состояния и прервать игру в нужный момент. | Играйте в игру 12-15 минут. Опытные игроки могут сократить время до 5-10 минут. Достигнув требуемого состояния, выйдите из игры. Если вы играете с тренером, то ответственность тренера – заметить, когда вы находитесь на пике состояния и прервать игру в нужный момент. | ||
Строка 50: | Строка 74: | ||
Хорошим критерием для выхода также может быть ситуация, когда вы обнаружили, что забыли буквы: т.е. вы смотрите на буквы, но не можете понять, как они называются и что надо произносить. Часто, когда во время тренинга нас спрашивают, какова цель этого упражнения, мы так и говорим: "Забыть буквы или забыть о том, что вас просили их забыть." Разумеется, буквы нельзя забыть, стараясь это сделать. Вы можете просто обнаружить, что это случилось. И когда это случится - можете смело выходить.\\ | Хорошим критерием для выхода также может быть ситуация, когда вы обнаружили, что забыли буквы: т.е. вы смотрите на буквы, но не можете понять, как они называются и что надо произносить. Часто, когда во время тренинга нас спрашивают, какова цель этого упражнения, мы так и говорим: "Забыть буквы или забыть о том, что вас просили их забыть." Разумеется, буквы нельзя забыть, стараясь это сделать. Вы можете просто обнаружить, что это случилось. И когда это случится - можете смело выходить.\\ | ||
\\ | \\ | ||
- | **4. Вернитесь обратно в ситуацию** - на то место, в котором вы вспоминали контекст. Если это был вопрос - найдите бумагу с записанным вопросом. Вспомните, как это было. Возможно, вы не сможете этого сделать сразу и вам потребуются некоторые усилия. Старайтесь изо всех сил, это очень важно. Начните с картинки, затем включите звук и внутренний диалог, затем обратите внимание на ощущения. На этом этапе сильное негативное состояние должно смешаться с сильным позитивным, в результате чего общее состояние неминуемо улучшится. Осознайте произошедшие изменения. Что изменилось в картинке, в звуках, в ваших ощущениях? | + | **Шаг 4. Вернитесь обратно в ситуацию**.\\ |
+ | Вернитесь на то место, в котором вы вспоминали контекст. Если это был вопрос - найдите бумагу с записанным вопросом. Вспомните, как это было. Возможно, вы не сможете этого сделать сразу и вам потребуются некоторые усилия. Старайтесь изо всех сил, это очень важно. Начните с картинки, затем включите звук и внутренний диалог, затем обратите внимание на ощущения. На этом этапе сильное негативное состояние должно смешаться с сильным позитивным, в результате чего общее состояние неминуемо улучшится. Осознайте произошедшие изменения. Что изменилось в картинке, в звуках, в ваших ощущениях? | ||
- | Если вы заметите, что ваше отношение к ситуации стало безразличным и это вам не нравится - это может означать, что вы прошли только первую фазу, устранение сильных негативных эмоций. Поработайте с этой ситуацией еще и еще: каждый раз она будет становиться все лучше и лучше. Многократное повторение этого упражнения с одной и той же ситуацией, которая постепенно становится все лучше, является нормальной практикой. В идеале необходимо достигнуть состояния, когда вас сознательно будет полностью устраивать достигнутый результат. | + | **Комментарии по результату игры:** |
+ | * Если вы заметите, что ваше отношение к ситуации стало безразличным и это вам не нравится - это может означать, что вы прошли только первую фазу, устранение сильных негативных эмоций. Поработайте с этой ситуацией еще и еще: каждый раз она будет становиться все лучше и лучше. Многократное повторение этого упражнения с одной и той же ситуацией, которая постепенно становится все лучше, является нормальной практикой. В идеале необходимо достигнуть состояния, когда вас сознательно будет полностью устраивать достигнутый результат. | ||
- | Внимание! Если вы не заметили никаких существенных изменений – значит, вы не получили качественного состояния в результате игры. Мы рекомендуем вам продолжать практику, обратив особое внимание на характеристики требуемого состояния, обратиться к опытному тренеру или посетить специальный тренинг по Новому Коду. | + | * Если вы не заметили никаких существенных изменений – значит, вы не получили качественного состояния в результате игры. Мы рекомендуем вам продолжать практику, обратив особое внимание на характеристики требуемого состояния, обратиться к опытному тренеру или посетить специальный тренинг по Новому Коду. |
- | Внимание! Если вы замечаете, что через несколько дней эффект игры пропадает и негативные ситуации возвращаются снова - скорее всего, вам следует поработать с более широким контекстом. Например, если вы безуспешно пытаетесь разобраться с постоянными стрессовыми ситуациями на работе, которые продолжают преследовать вас, то стоит задать себе вопрос: а хочу ли я вообще здесь работать? Если вы "застряли" на неподходящем месте с плохим начальником, то проработка частных случае не поможет. Зато, вы можете использовать «Алфавит» для получения ответа на вопрос "куда же мне пойти работать?". | + | * Если вы замечаете, что через несколько дней эффект игры пропадает и негативные ситуации возвращаются снова - скорее всего, вам следует поработать с более широким контекстом. Например, если вы безуспешно пытаетесь разобраться с постоянными стрессовыми ситуациями на работе, которые продолжают преследовать вас, то стоит задать себе вопрос: а хочу ли я вообще здесь работать? Если вы "застряли" на неподходящем месте с плохим начальником, то проработка частных случае не поможет. Зато, вы можете использовать «Алфавит» для получения ответа на вопрос "куда же мне пойти работать?". |
Регулярное выполнение данной техники поможет вам серьезно улучшить качество вашей жизни. Среднее количество упражнений, требуемое для поддержания хорошей формы - 2-3 раза в неделю. Возможно, вам потребуется некоторое время, чтобы притренировать себя к игре. Но поверьте, оно того стоит. Это самый короткий путь, из всего, что мы лично пробовали. А пробовали мы достаточно всего. | Регулярное выполнение данной техники поможет вам серьезно улучшить качество вашей жизни. Среднее количество упражнений, требуемое для поддержания хорошей формы - 2-3 раза в неделю. Возможно, вам потребуется некоторое время, чтобы притренировать себя к игре. Но поверьте, оно того стоит. Это самый короткий путь, из всего, что мы лично пробовали. А пробовали мы достаточно всего. | ||
Строка 62: | Строка 88: | ||
--- //[[kapterev@gmail.com|Alexei Kapterev]] 2007/09/21 01:58// | --- //[[kapterev@gmail.com|Alexei Kapterev]] 2007/09/21 01:58// | ||
- | ====== Ссылки ====== | + | ====== Ссылки по теме ====== |
+ | * [[tactics:alphabet|«Алфавит» в Книге о тактике]] (с картинками) | ||
* [[alphabet-soft|Программы для игры в «Алфавит»]] | * [[alphabet-soft|Программы для игры в «Алфавит»]] | ||
- | * [[tactics:alphabet|«Алфавит» в Книге о тактике]] | + | * [[http://www.youtube.com/watch?v=hllfiMr_VWQ|«Алфавит» против Фенотропила]] ( видео, юмор). |
====== Варианты игры «Алфавит» ====== | ====== Варианты игры «Алфавит» ====== | ||
- | |||
* [[http://community.livejournal.com/new_code/25717.html|«Алфавит» и чакровое дыхание]] | * [[http://community.livejournal.com/new_code/25717.html|«Алфавит» и чакровое дыхание]] | ||
* [[http://community.livejournal.com/new_code/29399.html|«Алфавит» и автоматическое письмо]] | * [[http://community.livejournal.com/new_code/29399.html|«Алфавит» и автоматическое письмо]] | ||
* [[http://community.livejournal.com/new_code/30468.html|«Алфавит» №312]] (неподвижность вместо прыжка на букве "В") | * [[http://community.livejournal.com/new_code/30468.html|«Алфавит» №312]] (неподвижность вместо прыжка на букве "В") | ||
- | * [[http://community.livejournal.com/new_code/44158.html|«Алфавит» и работа со страхами]] (представить самый худший вариант из возможных; подходит не только для "алфавита", но и для других НК-игр) | + | * [[http://community.livejournal.com/new_code/44158.html|«Алфавит» и работа со страхами]] (представить самый худший вариант из возможных; подходит не только для "алфавита", но и для других НК-игр). |
+ | |||
+ | |||
+ | ====== См. также ====== | ||
+ | |||
+ | * [[http://www.newcode.ru/media/NewCode.Research.2006.pdf|Исследование механизмов и результатов работы игр Нового кода (pdf)]] | ||
+ | * Другие [[newcode-games|игры Нового кода]] | ||
+ | * [[new-code-guide|Путеводитель по техникам и упражнениям Нового кода]] | ||
\\ | \\ | ||
{{tag>упражнения}} | {{tag>упражнения}} | ||