Управление вызовами - способность находить для себя и других достаточно интересные и сложные вызовы, а также достигать выдающихся результатов в процессе ответа на эти вызовы.
В отличие от достижения целей, управление вызовами не требует, чтобы результат деятельности был запланирован заранее. Напротив, согласно наблюдению о том, что многие великие открытия были сделаны по ошибке, оценивается именно фактический результат, а не его совпадение с планом. Вспоминая базовую пресуппозицию НЛП, смысл коммуникации лежит в той реакции, которую она вызывает, независимо от изначального намерения.
Мы считаем, что не каждая проблема или задача является проблемой-вызовом (challenge). Проблема-вызов обладает следующими свойствами:
Вызов, понятый таким образом, представляет собой драгоценный ресурс развития, личного (или организационного) роста, обретения идентичности. Английский историк А.Тойнби писал о том, что каждая цивилизация принимает свой уникальный неповторимый облик в процессе ответа на свой уникальный вызов. То же самое происходит и с людьми, и с организациями. Это может быть не один грандиозный вызов, а цепочка проблем-вызовов меньшего масштаба, но идентичность формируется именно в процессе их преодоления. Именно поэтому можно искать внешней помощи в ответе на подобный вызов, но полностью делегировать его преодоление – столь же бессмысленно, как и делегировать внешней стороне собственное желание или собственную жизнь (чтобы кто-нибудь желал за тебя или проживал за тебя твою жизнь). Или с другой стороны: если это можно полностью делегировать внешней стороне, то это не настоящий вызов. Или не твой вызов.
Но далеко не каждая проблема, даже очень важная для нас, является вызовом с точки зрения двух критериев, приведенных выше. Проблема может быть реальной и актуальной, но выглядеть неподъемно сложной, или может быть непонятно, с какой стороны за нее браться. Или может казаться, что вообще нет никаких проблем, но все идет как-то не так и не туда. Превращение такой проблемы (или отсутствия проблем) в подлинный вызов (или ряд вызовов) и есть одна из двух основных задач управления вызовами - нахождение вызовов. И здесь внешняя помощь может быть очень важна.
Когда же ситуация или проблема представлена как вызов или набор вызовов, в игру вступает вторая часть управления вызовами - нахождение наилучшего возможного ответа на них.
Опыт показывает, что 4-шаговая модель прекрасно справляется с ясными «эмоционально заряженными» вызовами. Общее правило, сформулированное еще в 2005 году гласит: «Взял никакую проблему - получил никакое решение». Проблема, однако, заключается в том, что большая часть проблем – «никакие». Чаще всего они не проявлены ярко, они представляют собой некую «вязкую муть», не хорошую, но и не слишком плохую.
Возможно, другое название для этой «вязкой мути» – скука.
Теория потока М. Чиксентмихайи
Концептуальная карта Управления Вызовами
Другие необходимые теоретические предпосылки (для разработки)
Требования к методам Управления Вызовами
Собственные методы:
Концепции и методы, близкие Управлению вызовами: