«Ничто не оригинально. Крадите все, что резонирует с вашим вдохновением и стимулирует ваше воображение, но выбирайте только то, что говорит напрямую с вашей душой.» — Джим Джармуш
«Ценности — это состояния мотивации, которые направляют наше поведение и создают смысл в жизни.» — Бенджамин Либе
От наших ценностей зависит очень много. Как мы ведем себя в различных ситуациях, какие решения мы принимаем? Есть ли смысл и счастье в нашей жизни? Находимся ли мы в гармонии с собой? С нашим окружением? Ценности отвечают на вопрос «что важно, ради чего я готов(а) вставать по утрам?». Они являются маяками, компасами, в общем — навигационными приборами в море нашей жизни.
Многие компании пишут на своих сайтах корпоративные ценности и думают, что это решит какие-то проблемы. Многие люди говорят фразы типа «Для меня важны отношения!». Но ценности — это не слова. Ценности — это состояния. Слова — это просто названия, в лучшем случае — якоря. Ценности нужно чувствовать, проживать. Только такой подход делает работу с ценностями полезной практически.
Откуда берутся ценности? «С кем поведешься от того и наберешься» — источником наших ценностей являются окружающие нас люди. Ценности формируются в процессе созревания личности, они тесно связаны с культурной, общественной средой. Поэтому ценности очень трудно изменить — как очень трудно одному человеку поменять культуру вокруг себя. Если ценности и меняются, они меняются не быстро. Но это не значит, что ничего нельзя поделать.
На этой ступени мы предлагаем вам проделать три вида работы:
1. Выявление. Джим Колллинз, автор книги «От хорошего к великому» писал, что для успеха, похоже, неважно, какие у вас ценности — важно есть ли они у вас. Зрелому человеку очень важно понимать, осознавать свои ценности — это основа для самоидентификации, самоопределения. Зная свои ценности, мы можем искать более подходящее для нас окружение, находить «своих среди чужих»: людей, аудитории, компании и даже страны.
2. Интеграция. Окружающая нас культура не целостна, она закладывает в нас много противоречивых ценностей. Альтруизм это хорошо — но это же бывает и плохо. Свобода это хорошо, но… у всего есть обратная сторона. А счастье — это отсутствие внутренних конфликтов. Это знание себя и принятие себя. И поэтому наиболее успешные и счастливые люди — те, кто находят нестандартные, творческие способы интеграции своих ценностных противоречий. Такие люди способны совмещать, казалось бы, несовместимое. Гений всегда парадоксален. Мы будем обнаруживать ценностные конфликты и интегрировать их. Мы познакомим вас с моделью «Спиральной динамики», которая поможет лучше понять, какие ценности хорошо дружат, а какие — воюют друг с другом.
3. Выбор модели. С точки зрения курса «НЛП-мастер», ценности являются основой для моделирования. Пытаясь выбрать модель, многие отталкиваются от навыка. «Что я хочу уметь?» — спрашивают они себя. Мы предлагаем пойти другим путем и вместо этого ответить на вопрос «на кого я хочу походить?».
В моделировании (да и в любом освоении навыка) есть моменты, которые могут казаться рутинными, скучными, которые требуют большой мотивации, усидчивости, прилежания. Откуда берется мотивация? Из совпадений по ценностям. В итоге все сводится к вопросу «У какого человека мне проще учиться?». Ценностное самоопределение формирует хороший фундамент для успеха проекта моделирования.