личные инструменты

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

nlp-distinction [2020/03/11 17:38] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 +====== Предлагаемое различение для Нейро-лингвистического программирования ======
  
 +Джона Гриндера и Кармен Бостик Ст.Клэр с предисловием Роберта Дилтса,​ предлагающая разграничить НЛП-моделирование и другие формы моделирования,​ используемые на практике. Данная статья является приглашением к дискуссии,​ а также призывом ко всем, практикующим моделирование,​ соблюдать важное отличие НЛП от других дисциплин.
 +
 +Вступление Роберта Дилтса к статье:​
 +
 +«Предлагаемое различение для Нейро-лингвистического программирования».
 +
 +Любой, кто утверждает,​ что разбирается в НЛП, наверняка знает о том, что процесс моделирования является сердцем этой дисциплины. Истоки НЛП и его продолжающаяся эволюция происходят от способности практиков моделировать вербальные,​ когнитивные и поведенческие паттерны («нейро-лингвистические программы») исключительных людей. Как часто говорят,​ основой НЛП является именно моделирование,​ а не «набор техник»,​ которые были созданы в процессе моделирования.
 +
 +Несмотря на все признание и подчеркивание важности моделирования,​ до сих пор не существовало четкой и разделяемой перспективы относительно того, в чем конкретно заключается НЛП-моделирование,​ равно как не существовало осознания того факта, что существуют различные варианты моделирования.  ​
 +
 +Для некоторых,​ моделирование – это главным образом выявление стратегий. Для других,​ это просто означает использование терминов НЛП при описании некоторых феноменов. Другие воспринимают моделирование как имитацию ключевых поведенческих навыков.
 +
 +Наиболее мощные и генеративные модели – это те, которым удается распознать что-то в глубинной структуре наблюдаемого человека или группы людей. Это сильно отличается от простого описания или имитации внешнего поведения. Достижение уровня глубинной структуры является одним из самых замечательных достижений НЛП и требует специальной методологии.
 +
 +В последующей статье,​ Джон Гриндер и Кармен Бостик Ст. Клэр предлагают набор критериев для создания различий между уникальной формой моделирования,​ из которой были созданы первоначальные техники и определения НЛП («НЛП-моделирование»),​ и другими формами моделирования,​ которые применяют терминологию НЛП, но используют другие способы сбора информации и нахождения паттернов.
 +
 +Различение,​ представленное в этой статье является результатом нескольких дискуссий,​ которые мы имели относительно системы знаний (или «эпистемологии») НЛП. Хотя различные виды моделирования могут быть полезны и даже необходимы в конкретных контекстах или для достижения конкретных результатов,​ определение и критерии,​ которые предлагают Джон и Кармен,​ по моим ощущениям,​ являются существенными для того, чтобы более четко установить и отметить то, что делает НЛП уникальным как дисциплину,​ а также в качестве дани уважения его интеллектуальной истории.
 +
 +Я признаю,​ что моя работа по моделированию часто попадает в категорию,​ которую Джон и Кармен определяют как Аналитическое моделирование,​ а в других случаях является сочетанием Аналитического и более чистого НЛП-моделирования. Я полностью поддерживаю Джона и Кармен в создании этого различения и считаю жизненно важным,​ чтобы практикующие НЛП изучили уникальную форму НЛП-моделирования и понимали его отличие от Аналитического моделирования.
 +
 +Как заявляют Джон и Кармен,​ определения в этой статье предлагаются с намерением начать разговор с теми, кто привержен идее НЛП, положить начало длительной и, надеемся,​ плодотворной дискуссии,​ с целью привнесения большей ясности,​ точности и понимания о действительно уникальном вкладе НЛП.
 +
 +Как говорил Грегори Бэйтсон,​ «Да будет оно услышано».
 +
 +Роберт Дилтс.
 +
 +
 +*****************************************************************************
 +
 +Предлагаемое различение для Нейро-лингвистического программирования
 +
 +Джон Гриндер и Кармен Бостик Ст. Клэр
 +
 +Развитие любой дисциплины,​ и особенно той, которая до сих пор находится в процессе организации своих начальных паттернов,​ требует определенного внимания к точности ее фундаментального словаря. Более старые дисциплины либо уже уточнили свои фундаментальные термины (однажды или неоднократно),​ либо установили очевидную и относительно стабильную платформу,​ на которой могут базироваться дальнейшие исследования и профессиональный диалог – либо они постоянно цепляются об острые углы, созданные плохо определенной терминологией,​ страдающей от ран, приводящих к инвалидности (а то и к смерти) и стоящих на пути дальнейшего развития дисциплины. Плохо определенные термины ломаются как ветки на ветру, не способные выдержать напора.
 +
 +К определениям стандартизированного словаря необходимо относиться с некоторой осторожностью. В общем, правило таково,​ что различия в опыте должны быть описаны четко различающимися описательными терминами, ​ а теоретические варианты – классами эквивалентности. Это нормальное положение дел в дисциплине в период ее формирования:​ это делается для достижения богатства различий,​ описательной точности и одновременно экономии выражений,​ по крайней мере, в идеальном мире.
 +
 +Различение,​ интересующее нас в данной заметке – это термин «моделирование»,​ которое используется в дисциплине под названием Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Конкретно,​ различение между моделированием,​ которое практикуется в НЛП и моделированием,​ которое практикуется в других дисциплинах.
 +
 +Термин «НЛП-моделирование» – при создании первоначальных моделей,​ которые легли в основание дисциплины НЛП, в настоящем и в будущем – относится к выполнению двух критериев:​
 +
 +1. Откладывание любой таксономической и/или аналитической попытки (все F2-трансформации описаны в книге «Шепот на ветру»,​ см. www.nlpwhisperinginthewind.com) сознательного понимания паттернов гения или модели совершенства во время стадии ассимиляции паттернов,​ до тех пор, пока не будет выполнен следующий критерий:​
 +
 +2. Моделирующий (-щая) должен (-на) продемонстрировать способность воспроизвести паттерны модели в аналогичных контекстах и в этих контекстах вызвать примерно те же реакции от клиента с примерно тем же качеством и за то же время, что и гений или модель совершенства – до начала трудной,​ но вознаграждающей деятельности по кодификации паттернов,​ продемонстрированных моделью.
 +
 +Мы также отмечаем,​ что работа по моделированию,​ не удовлетворяющая этим критериям классифицируется как другой логический тип модели – мы предлагаем «Аналитическое моделирование» как общий термин для такого рода продуктов,​ использующих паттерны и определения доступные в технологиях НЛП, но не удовлетворяющих определению НЛП-моделирования.
 +
 +Также достаточно очевидно,​ что существуют приложения (например,​ моделирование рассказчика историй) или контексты (где гений недоступен или мертв),​ в которых соответствие довольно строгим критериям НЛП-моделирования не является возможным,​ либо не является наиболее эффективной и результативной стратегией для эксплицирования паттернов гения или экстраординарного человека,​ чьи паттерны нас интересуют.
 +
 +Мы пишем это с намерением признать,​ что существуют другие формы моделирования,​ прекрасно подходящие в качестве стратегий обучения и которые,​ тем не менее, не соответствуют критериям,​ которые мы предлагаем для НЛП-моделирования.
 +
 +Существенная разница в последствиях между процессами НЛП- и Аналитического моделирования – это относительный вклад модели и моделирующего (-щей) в конечный продукт работы. Эта разница лежит по большей части в степени использования особенностей восприятия и аналитических категорий моделирующего (-щей) во время процесса моделирования. В случае НЛП-моделирования такое использование сводится к минимуму,​ в случае Аналитического моделирования – к максимуму. Эти две крайние точки являются границами для целого поля возможностей,​ и, вполне вероятно,​ что практики других форм моделирования могут предложить другие различения. Мы приветствуем такие усилия по дальнейшему совершенствованию терминологии,​ а на сегодняшний момент мы будем использовать термины,​ предложенные выше.
 +
 +Требование того, чтобы развитие всех когнитивных представлений систематически подавлялось во время фазы бессознательной ассимиляции,​ и требование того, чтобы моделирующий (-щая) продемонстрировал (а) те же способности,​ что и модель или гений до начала когнитивного кодирования,​ и есть источник этой более чем существенной разницы.
 +
 +Намерение,​ которое лежит за этим описанием – убедиться в том, что это различие (возможно,​ самый революционный вклад НЛП) сохраняется и что систематическое использование этого различения позволяет различать между собой два логических класса моделей и различные процессы моделирования:​ НЛП-моделирование и Аналитическое моделирование. Мы приглашаем всех практиков НЛП, обладающих добрыми побуждениями,​ присоединиться к нам в поддержании данного различения или предложить комментарий о том, как это существенное различение может быть поддержано в области НЛП.
 +
 +Мы также призываем членов сообщества НЛП, намеревающихся принять участие в тренингах по моделированию,​ уточнять – какое именно моделирование им будет представлено. Такие действия позволят убедиться в том, что предложенное различение соблюдается и что участники тренингов способны понять,​ то ли это моделирование,​ которому они хотели бы научиться.
 +
 +Джон Гриндер и Кармен Бостик Ст. Клэр
 +
 +Бонни Дун, Калифорния
 +
 +Октябрь 2005
 +
 +
 +Перевел:​ Алексей Каптерев (www.newcode.ru)
 +
 +Оригинал:​ http://​forum1.nlpwhisperinginthewind.com/​ShowMessage.asp?​ID=10359
 +
 +С согласия Д. Гриндера,​ перевод и распространение данной статьи осуществляется свободно.