личные инструменты

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

sensemaking-methods [2008/03/20 12:59]
o_z
sensemaking-methods [2020/03/11 17:38] (текущий)
Строка 8: Строка 8:
      * Что отличает эти ситуации/​состояния?​      * Что отличает эти ситуации/​состояния?​
      * Что является в них переломной точкой,​ импульсом для изменения?​      * Что является в них переломной точкой,​ импульсом для изменения?​
- 
   * Методы поиска смысла,​ в т.ч. с применением НК    * Методы поиска смысла,​ в т.ч. с применением НК 
      * В чем специфический подход лаборатории к вопросу создания смыслов?​      * В чем специфический подход лаборатории к вопросу создания смыслов?​
- 
   * Практические вопросы про смысл   * Практические вопросы про смысл
      * "​Что делать и как быть, когда старые смыслы уже не работают,​ а новые еще не осознанны?"​      * "​Что делать и как быть, когда старые смыслы уже не работают,​ а новые еще не осознанны?"​
- 
   * Как поиск смысла связан с [[beliefs|убеждениями]] (с цепочками «если — то — иначе») ​   * Как поиск смысла связан с [[beliefs|убеждениями]] (с цепочками «если — то — иначе») ​
- 
- 
- 
  
 ==== Методы поиска смысла ==== ==== Методы поиска смысла ====
Строка 29: Строка 23:
      * **Ценность отношения** ("​Как я могу к этому отнестись?";​ "​Как я меняюсь,​ осознавая эту ситуацию и принимая ее?" //«Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.»(с) В.Франкл//​)      * **Ценность отношения** ("​Как я могу к этому отнестись?";​ "​Как я меняюсь,​ осознавая эту ситуацию и принимая ее?" //«Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.»(с) В.Франкл//​)
  
 +
 +
 +
 +==== Поиск смысла:​ идеи ====
 +
 +=== Лаборатория 20.03.08 ===
 +
 +__Идеи:​__
 +  * Смысл -- это не логическое объяснение или слагаемое каких-то частей (хотя возможно,​ на них и можно его разложить),​ это целостно воспринимаемое внутреннее переживание сути происходящего. В этом он сродни инсайту про ситуацию. Цитируя Франкла,​ "​процесс нахождения смысла подобен восприятию гештальта"​.
 +
 +  * Важен не сам смысл, а то, что он теряется. Это проблема "​потери смысла"​ является указанием на разрыв,​ несоответствие между "​картой"​ (явлениями,​ доступными для восприятия) и "​территорией"​ -- [[beliefs|убеждениями]],​ внутренне переживаемой сутью (смыслом) происходящего. ​
 +
 +  * Сама эта "​потеря смысла"​ является частью этой территории-карты. Осознание и принятие этой потери как части моей "​реальности"​ является первым шагом на пути нахождения/​cоздания нового смысла.
 +
 +  * Важно запустить процесс поиска смысла,​ тогда по дороге или смысл найдется или отпадет вопрос про смысл. Когда все хорошо,​ вопрос о смысле может и не возникать,​ он является "и так интуитивно понятным"​ (//"​Зачем я еду отдыхать/​танцую/​делаю Х? Ну чего тут объяснять,​ это же и так понятно!"//​) ​
 +
 +  * Для успешного создания смысла важны как минимум три вещи:
 +     * //​Важность состояния//​ для нахождения смысла. Чтобы понять/​cоздать cмысл, нужно в любом случае подняться на более высокий логический уровень (увидеть картину сверху,​ выйти за пределы текущего себя). Задать себе вопрос:​ //"​Как я могу войти в состояние,​ из которого я могу увидеть/​найти смысл?"//​ и пойти в это состояние.
 +     * //​Наличия убеждения,​ что задача потенциально решаема//​ -- т.е. что даже если я сейчас не вижу смысла ситуации,​ рано или поздно я смогу его найти. В этом смысле сама позиция [[frankl-quotes|логотерапии]],​ говорящая,​ что у каждой ситуации есть смысл, и индивидуальная задача каждого человека в каждой ситуации его найти -- является поддерживающей и трансформационной.
 +     * //​Готовность этот смысл искать//​. Или мотивация,​ желание,​ решимость,​ и т.д.
 +
 +__Вопросы на будущее:​__
 +  * Процесс создания смысла КАК НАВЫК.
 +
 +//Это некоторые мои инсайты,​ дополняйте. --- //​[[zotova@gmail.com|o_z]] 2008/03/23