О важности тривиальных вещей

Знакомясь с концепциями высокого уровня типа GTD, мы часто отмечаем про себя: ага, делегируем задачи - с этим все понятно, расставляем приоритеты - здесь тоже все тривиально, что мы, приоритетов расставить не сможем? А вот большая конструкция GTD, посвященная тому, как поступать с этими приоритетами - это да, это интересно, вот этому стоило бы научиться.

На практике, однако, эти «тривиальные» кирпичики не так просты, и вся большая конструкция может увязнуть именно из-за них. Иногда оказывается, что человек странным образом вообще не знаком с практикой расстановки приоритетов иначе, как под жестким давлением обстоятельств. Человек просто не распознает соответствующего состояния, поскольку обычно оно смешано с сильным стрессом, и неспособен войти в него по собственному желанию. При этом он странным образом может вообще не осознавать этой проблемы - ну, собрался расставить приоритеты, но что-то в данном конкретном случае отвлекло. Это, кстати, напоминает сиутацию с некоторыми пациентами с повреждением определенных мозговых функций, например, потерей памяти. Иногда требуются упорные усилия врача, чтобы убедить такого пациента в том, что у него действительно серьезные проблемы с памятью - когда ему не удается что-то вспомнить, ему кажется, что воспоминание лежит на своем месте, но ускользнуло в данном конкретном случае по какой-то локальной причине.

Иногда человек все же способен расставить приоритеты, но каждый раз это происходит далеко не автоматически, требует от него внутренних усилий, не сводящихся к простой оценке фактов, некоторой внутренней борьбы. В результате вся большая конструкция каждый раз запинается и спотыкается внутри себя, а сам человек может безотчетно избегать ситуаций, в которых приходится расставлять приоритеты.

В каждом из этих случаев наш герой вполне может не осознавать, почему у него буксует система в целом. Следуют мистические и ничего не объясняющие отговорки - «как-то не получается», «руки не доходят реализовать в полном объеме», «просто эта система не для меня» и т.п. Между тем, в основе этого «не получается» может лежать проблема совершенно конкретная и преодолимая без особого труда, если только осознанно уделить ей внимание. Поэтому могут быть так важны упражнения по отработке «тривиальных» вещей наподобие делегирования задач или расстановки приоритетов. Причем речь идет не просто о понимании принципов, а об отработки легкости или даже автоматизма в их выполнении.

Интересно, что большая глава в книге, посвященная принципам определения приоритетов, здесь совершенно не помогает. Глава, в которой, например, систематически перечислены факторы, влияющие на приоритетность дел, или подробно описана соответствующая процедура, позволяет более качественно работать с приоритетами тому, кто уже может хоть как-то это делать. Вряд ли она поможет тому, кто еще не сдвинулся с мертвой точки и, возможно, даже не осознал наличия этой точки. Здесь проблема не в содержании действия, а в его форме и необходимом для него состоянии.

Практический вывод: нужно уметь замечать «очевидные» и «тривиальные» кирпичики больших конструкций; уметь замечать себя и свое поведение в таких ситуациях; при необходимости - «прокачивать» свою способность выполнять эти шаги. Вообще, посмотрите, на каких тривиальных задачах вы часто спотыкаетесь по случайным внешим причинам.

(с) Вадим Виниченко.