личные инструменты

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

spiral-dynamics [2007/09/20 17:51]
thecroaker
spiral-dynamics [2020/03/11 17:38] (текущий)
Строка 2: Строка 2:
  
 Во второй половине 20-го века появилось множество теорий,​ описывающих индивидуальную эволюцию сознания исходя из наблюдаемых,​ эмпирических данных. Пиаже (Piaget) наблюдал за когнитивной линией развития,​ Кольберг (Kohlberg) – за моральным развитием,​ Левингер (Loevinger) – за развитием самосознания,​ Маслоу (Maslow), автор знаменитой «пирамиды Маслоу» - за развитием потребностей,​ Грэйвс (Graves) – за развитием системы ценностей. Во второй половине 20-го века появилось множество теорий,​ описывающих индивидуальную эволюцию сознания исходя из наблюдаемых,​ эмпирических данных. Пиаже (Piaget) наблюдал за когнитивной линией развития,​ Кольберг (Kohlberg) – за моральным развитием,​ Левингер (Loevinger) – за развитием самосознания,​ Маслоу (Maslow), автор знаменитой «пирамиды Маслоу» - за развитием потребностей,​ Грэйвс (Graves) – за развитием системы ценностей.
-Было замечено,​ что большинство людей в своем развитии проходят через определенные стадии,​ причем некоторые проходят дальше,​ а некоторые «застревают». Исследования в культурах,​ отличных от культуры Запада показали,​ что для людей в них характерны те же стадии,​ с той лишь разницей,​ что в менее развитых культурах большая часть населения находится на более ранних стадиях развития ​(хотя это не исключает появления в этих культурах отдельных мыслителей более высокого порядка).+Было замечено,​ что большинство людей в своем развитии проходят через определенные стадии,​ причем некоторые проходят дальше,​ а некоторые «застревают». Исследования в культурах,​ отличных от культуры Запада показали,​ что для людей в них характерны те же стадии,​ с той лишь разницей,​ что в менее развитых культурах большая часть населения находится на более ранних стадиях развития ​– что, впрочем ​не исключает появления в этих культурах отдельных мыслителей более высокого порядка.\\
  
-Каков критерий более высокого порядка?​ Основным критерием является относительная сложность системы. По мере эволюционного развития системам свойственно усложняться. История общества сама по себе сопровождалась ростом сложности примерно в миллион раз. Если примитивные общества могут состоять из сотен или тысяч человек,​ то современное общество не может существовать при числе членов менее 100 миллионов,​ причем в последнее время и этого количества становится явно недостаточно для реализации наиболее сложных технологий.+Каков критерий более высокого порядка?​ Основным критерием является относительная сложность системы. По мере эволюционного развития системам свойственно усложняться. История общества сама по себе сопровождалась ростом сложности примерно в миллион раз. Если примитивные общества могут состоять из сотен или тысяч человек,​ то современное общество не может существовать при числе членов менее 100 миллионов,​ причем в последнее время и этого количества становится явно недостаточно для реализации наиболее сложных технологий.\\
  
-Стоит особенно отметить,​ что в системах накапливается не произвольная сложность,​ а сложность,​ которая позволяет системе более эффективно функционировать в рамках внешней системы. Для животного это будет экосфера,​ для человека – общество,​ а для страны – совокупность других стран, с которыми налажены культурные связи.+Стоит особенно отметить,​ что в системах накапливается не произвольная сложность,​ а сложность,​ которая позволяет системе более эффективно функционировать в рамках внешней системы. Для животного это будет экосфера,​ для человека – общество,​ а для страны – совокупность других стран, с которыми налажены культурные связи.\\
  
-Что дает основания провести аналогию между стадиями индивидуального развития и общественными стадиями?​ Дело в том, что сознание человека является культурно-обусловленным,​ в обществе действуют механизмы наследования уровня мышления,​ вертикальной передачи идей. Каждое следующее поколение наследует идеи предыдущего,​ что дает ему возможность легче перейти на следующий уровень своего развития. ​Таким образом,​ если сегодня мы видим, как отдельные индивиды ​развиваются в то, что нам кажется более сложными и высокими стадиями,​ мы можем предположить,​ что все общество в дальнейшем последует за ними.+Что дает основания провести аналогию между стадиями индивидуального развития и общественными стадиями?​ Дело в том, что сознание человека является культурно-обусловленным,​ в обществе действуют механизмы наследования уровня мышления,​ вертикальной передачи идей. Каждое следующее поколение наследует идеи предыдущего,​ что дает ему возможность легче перейти на следующий уровень своего развития. ​Если сегодня мы видим, как отдельные ​личности развиваются в то, что нам кажется более сложными и высокими стадиями,​ мы можем предположить,​ что все общество в дальнейшем последует за ними.\\
  
-В 1970-90-х годах американский психолог Клер Грэйвс[1],​ а затем его последователи,​ Крис Коуэн (Chris Cowan), Дон Бек (Don Beck) и Кен Уилбер (Ken Wilber) разработали новую социально-эволюционную теорию,​ названную впоследствии теорией ​спиральной динамики. Эта эволюционная теория была выбрана среди многих других,​ так как, по моему мнению,​ она наиболее полно описывает возможные ступени эволюции развития как человека,​ так и общества[2]. Уровни развития в теории Грэйвса описываются через парадигмы сознания (которые для удобства кодируются различными цветами от бежевого до желтого). Эти парадигмы сознания,​ или ценностные комплексы,​ включающие в себя духовные верования,​ культурные идеи, моральные принципы,​ модели обучения и т.д. возникают по мере возникновения потребности в них в процессе социокультурной эволюции.+В 1970-90-х годах американский психолог Клер Грэйвс[1],​ а затем его последователи,​ Крис Коуэн (Chris Cowan), Дон Бек (Don Beck) и Кен Уилбер (Ken Wilber) разработали новую социально-эволюционную теорию,​ названную впоследствии теорией ​Спиральной динамики. Уровни развития в теории Грэйвса описываются через парадигмы сознания (которые для удобства кодируются различными цветами от бежевого до желтого). Эти парадигмы сознания,​ или ценностные комплексы,​ включающие в себя духовные верования,​ культурные идеи, моральные принципы,​ модели обучения и т.д. возникают по мере возникновения потребности в них в процессе социокультурной эволюции.\\
  
-Каждая очередная стадия развития удовлетворяет потребности,​ которые не были удовлетворены (или подавлялись) предыдущей ступенью развития цивилизации. Принципиальное отличие от социального дарвинизма здесь заключается в холическом подходе – каждый следующий уровень развития общества в ней рассматривается как очередной уровень холархии,​ включающий в себя предыдущий. В итоге, высшие уровни развития общества не отрицают,​ а включают в себя предыдущие.+Каждая очередная стадия развития удовлетворяет потребности,​ которые не были удовлетворены (или подавлялись) предыдущей ступенью развития цивилизации. Принципиальное отличие от социального дарвинизма здесь заключается в холическом подходе – каждый следующий уровень развития общества в ней рассматривается как очередной уровень холархии,​ включающий в себя предыдущий. В итоге, высшие уровни развития общества не отрицают,​ а включают в себя предыдущие.\\
  
-Согласно теории ​спиральной динамики,​ на верхнем уровне культурной холархии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка – в английской терминологии vMeme (далее – цМемы). Каждый цМем представляет собой систему ценностей,​ которая в конечном итоге вызывает определенные верования,​ социальные группирования,​ паттерны мотивации,​ организационную динамику,​ цели. Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры,​ соответствующие ​цМему, отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты. ​ Модель является иерархической,​ то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности,​ но при этом открытой,​ то есть конечная точка неизвестна. На сегодняшний день описаны восемь уровней холоархии,​ которые представлены ниже.+Согласно теории ​Спиральной динамики,​ на верхнем уровне культурной холархии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка – в английской терминологии vMeme (далее – цМемы). Каждый цМем представляет собой систему ценностей,​ которая в конечном итоге вызывает определенные верования,​ социальные группирования,​ паттерны мотивации,​ организационную динамику,​ цели. Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры, ​не соответствующие ​доминирующему цМему, они будут отторгнуты. ​ Модель является иерархической,​ то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности,​ но при этом открытой,​ то есть конечная, высшая стадия развития ​неизвестна. На сегодняшний день описаны восемь уровней холоархии,​ которые представлены ниже.\\
  
-1) Бежевый – автоматическое,​ инстинктивное мышление.+\\ 
 +**1) Бежевый – автоматическое,​ инстинктивное мышление.**\\
  
- +Уровень каменного века, не особенно распространенный сегодня на планете. ​ На этом уровне доминируют инстинкты выживания,​ человек ведет себя в целом как животное,​ хотя и самое умное. Социальная организация:​ небольшие племенные группы.\\
  
-Уровень ​каменного века, не особенно распространенный ​сегодня на планете.  На этом ​уровне доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя ​в целом как ​животное, хотя и самое умное. Социальная организация:​ небольшие племенные группы.+Этикаотсутствует. Этично то, что способствует выживанию.\\
  
-Этика: отсутствует. Этично то, что способствует выживанию. +Современные примеры:​ новорожденные и очень старые люди.\\
- +
-Современные примеры:​ новорожденные и очень старые люди. +
- +
-Предпосылки к переходу на новый уровень:​ осознание себя как личности,​ постижение причинно-следственных связей,​ озабоченность выживанием,​ которое требует группового взаимодействия. +
- +
-2) Фиолетовый – анимистичное,​ племенное. +
- +
- +
  
-Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы. Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам. Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/вождей.+Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя ​как личности, постижение причинноледственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.\\ 
 +\\ 
 +**2) Фиолетовый – анимистичное, племенное.**\\ 
  
-Этика: этично все, что идет на пользу племени.+Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы. Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам. Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/​вождей.\\
  
-Современные ​примеры: ​племена Африки.+Этика: этично все, что идет на пользу ​племени.\\
  
-Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, ​которая сильнее группы,​ ограниченность ниш для существования.+Современные ​примеры: племена ​Африки.\\
  
-3) Красный – эгоцентричное,​ силовое.+Предпосылки к переходу:​ появление доминантного эго, личности,​ которая сильнее группы,​ ограниченность ниш для существования.\\ 
 +\\ 
 +**3) Красный – эгоцентричное,​ силовое.**\\
  
    
 +Жесткий авторитаризм,​ проявляется в рабовладельчестве или подобных формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы. Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель). Убеждение,​ что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Характерен для ранних государств.\\
  
-Жесткий авторитаризм,​ проявляется в рабовладельчестве или подобных формах эксплуатации неквалифицированной рабочей ​силы. Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель). Убеждение,​ что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Характерен для ранних государств.+Этикасильный прав.\\
  
-Этикасильный прав.+Современные примерыуличные банды, африканские королевства.\\
  
-Современные примерыуличные банды, африканские королевства.+Предпосылки к переходу: ​признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, ​увеличение дальности планирования.\\ 
 +\\ 
 +**4) Синий – абсолютистскоесвященное.**\\
  
-Предпосылки к переходупризнание власти морали, поиск смысла и цели ​жизни, увеличение дальности планирования.+Патриотичное мышлениеединственно верный способ ​думать, ​подчинение власти, навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормамсамопожертвование во имя высшей ​цели. Активная защита «своих» от посягательств «чужих». Хорошо работает в индустриальных экономиках. Появление сложных иерархий. «Мыслить локально – действовать глобально».\\
  
-4) Синий – абсолютистское, священное.+Этика: религиозная или квази-религиозная.\\
  
-  +Современные примеры:​ пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства.\\
- +
-Патриотичное мышление,​ единственно верный способ думать,​ подчинение власти,​ навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормам,​ самопожертвование во имя высшей цели. Активная защита «своих» от посягательств «чужих». Хорошо работает в индустриальных экономиках. Появление сложных иерархий. «Мыслить локально – действовать глобально». +
- +
-Этика: религиозная или квази-религиозная. +
- +
-Современные примеры:​ пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства. +
- +
-Предпосылки к переходу:​ поиск лучшего выбора из многих альтернатив,​ поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/​руководства.+
  
-5) Оранжевый – материалистическое, ориентированное на достижения.+Предпосылки к переходу:​ поиск лучшего ​выбора из многих ​альтернатив, поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/​руководства.\\
  
 +\\
 +**5) Оранжевый – материалистическое,​ ориентированное на достижения.**\\
    
 +Рационализм,​ частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация,​ конкуренция улучшает производительность и качество товаров,​ способствует росту. Возможно,​ доминирующий цМем в современной Америке. «Мыслить локально – действовать локально».\\
  
-Рационализм,​ частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация, ​конкуренция улучшает ​производительность и качество товаров,​ способствует росту. Возможно,​ доминирующий цМем в современной Америке. «Мыслить локально – действовать локально».+Этикасветский закон превыше всего.\\
  
-Этика: светский закон превыше всего.+Современные ​примеры: «капиталисты» США, Западной Европы.\\
  
-Современные примеры: «капиталисты» СШАЗападной Европы.+Предпосылки к переходу: обнаружение того, что ​материальное благосостояние не приносит счастьяобновленное чувство коллективизманедовольство конкуренцией и неравенством.\\ 
 +\\ 
 +**6) Зеленый – социоцентрическое.**\\
  
-Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством.+Акцент на совместном ростеравенстве, гуманизметолерантностистабильности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация – человеческие ​отношения и обучение. Ценятся открытость ​и доверие, а не конкуренция. Лидеры становятся менее автократическими, иерархии размываются. Эффективность падает, ​наступает стагнация. «Мыслить глобально – действовать глобально».\\
  
-6) Зеленый – социоцентрическое.+Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.\\
  
- +Современные примеры:​ социальные государства Европы,​ Гринпис,​ левое движение.\\
  
-Акцент на совместном ростеравенстве, гуманизме, толерантности, стабильности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация – человеческие ​отношения и обучение. Ценятся открытость ​и доверие,​ а не конкуренция. Лидеры становятся менее ​автократическими, иерархии размываютсяЭффективность падает, наступает стагнация. «Мыслить глобально – действовать глобально».+Предпосылки к переходу: ​слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими ​меньшее количество социальных обязательств.\\ 
 +\\ 
 +**7) Желтый – системноеинтегрирующее.**\\
  
-Этика: законы важныно они должны служить ​благосостоянию всех.+Мотивация обучением, ​акцент на росте, изменениях, вызовах. Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется),​ на первых план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса и самоорганизации. «Мыслить глобально – действовать локально».\\
  
-Современные примеры: социальные государства ​Европы,​ Гринпис,​ левое движение.+Этика: этика является предметом договора между людьмиа не государства.\\
  
-Предпосылки к переходуслишком ​высокая стоимость коллективных решений,​ необходимость конкурировать с системами, ​несущими меньшее количество социальных обязательств. +Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора.\\
- +
-7) Желтый – системное, интегрирующее.+
  
 +Предпосылки к переходу:​ поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов,​ соединение духовности и физики.\\
 +\\
 +**8) Бирюзовый – глобалистское,​ модернизаторское.**\\
    
 +Синергетическое,​ голографическое мышление,​ возможность в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней,​ интегрируя их в единую целостность.\\
  
-Мотивация обучением, акцент на росте, ​изменениях, вызовах. Системное мышлениеэкология уходит на второй план (но сохраняется)на первых ​план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса и самоорганизации. «Мыслить глобально – действовать локально».+Современные примеры: теория Гайи, «глобальная ​деревня»идея плюралистической гармонии ​Ганди.\\
  
-Этика: этика является предметом договора между людьми, а не государства.+Важной особенностью данной модели является то, что ​каждый нечетный уровень ​является ​ориентированным ​преимущественно на индивидуальные ценности,​ а четный – на коллективные (кроме «бирюзового», где коллективные и индивидуальные ценности находятся в гармонии). Таким образом,​ значение культуры,​ коллективного субъективного будет особенно велико на «фиолетовом»,​ «синем»,​ «зеленом» ​уровне. Наоборот,​ на «красном» будет наблюдаться отчетливый приоритет силына «оранжевом» – денег и индивидуальных ​свобод, на «желтом» будет присутствовать вера в способность общества ​к самоорганизации,​ к урегулированию конфликта между интерсубъективным и интеробъективным ненасильственными способами.\\
  
-Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора.+Как правило, общества неоднородны по меметическому составу, причем, чем более развитое, ​сложное общество – тем большее в нем существует разнообразие уровней. Уровни не сменяются за одну ночь, и не представляют собой ступеньки лестницы, они ведут себя скорее как накатывающиеся волны, каждая следующая волна сложнее предыдущей.\\
  
-Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.+По оценке Бека и Коуэна, 10% населения Земли находится на «фиолетовом» уровне, 20% - на «красном» и 40% - в «синем». Остальные 30% населения рассредоточены по «оранжевому» ​и «зеленому», с редким заходом в «желтый» ​и выше.\\
  
-8) Бирюзовый – глобалистское,​ модернизаторское.+Процесс перехода на новый уровень не является чем-то необратимым или неизбежным. Корпорация,​ например,​ может ​застрять на «синем»,​ в то время как «оранжевые» экономические условия подталкивают ее к совершенно другому стилю ведения дел. Обычно, это заканчивается ​банкротством. Для государства, застрявшего на низком уровне развитияв то время как соседи ушли далеко вперед эта ситуация чревата ​нищетой, попаданием в колониальную ​зависимость или жесткой «шоковой терапией». При переходных фазах, когда два цвета ​смешиваются,​ доминантный цвет записывается большими буквами, а рецессивный – маленькими,​ например «СИНИЙ/​оранжевый» или «оранжевый/​ЗЕЛЕНЫЙ».\\\
  
-  +Особый интерес в рамках теории Грэйвса представляет как раз факторы перехода (transitional factors), условия,​ которые обеспечивают плавный переход от одного ценностного уровня к другому.\\
- +
-Синергетическое,​ голографическое мышление,​ возможность в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней,​ интегрируя их в единую целостность. +
- +
-Современные примеры:​ теория Гайи, «глобальная деревня»,​ идея плюралистической гармонии Ганди. +
- +
-Важной особенностью данной модели является то, что каждый нечетный уровень является ориентированным преимущественно на индивидуальные ценности,​ а четный – на коллективные (кроме последнего,​ где коллективные и индивидуальные ценности находятся в гармонии). Таким образом,​ значение культуры,​ коллективного субъективного будет особенно велико на «фиолетовом»,​ «синем»,​ «зеленом» уровне. Наоборот,​ на «красном» будет наблюдаться отчетливый приоритет силы, на «оранжевом» – денег и индивидуальных свобод,​ на «желтом» будет присутствовать вера в способность общества к самоорганизации,​ к урегулированию конфликта между интерсубъективным и интеробъективным ненасильственными способами. +
- +
-Как правило,​ общества неоднородны по меметическому составу,​ причем,​ чем более развитое,​ сложное общество – тем большее в нем существует разнообразие уровней. Уровни не сменяются за одну ночь, и не представляют собой ступеньки лестницы,​ они ведут себя скорее как накатывающиеся волны, каждая следующая волна сложнее предыдущей. +
- +
-По оценке Бека и Коуэна,​ 10% населения Земли находится на «фиолетовом» уровне,​ 20% - на «красном» и 40% - в «синем». Остальные 30% населения рассредоточены по «оранжевому» и «зеленому»,​ с редким заходом в «желтый» и выше. +
- +
-Процесс перехода на новый уровень не является чем-то необратимым или неизбежным. Корпорация,​ например,​ может застрять на «синем»,​ в то время как «оранжевые» экономические условия подталкивают ее к совершенно другому стилю ведения дел. Обычно,​ это заканчивается банкротством. Для государства,​ застрявшего на низком уровне развития,​ в то время как соседи ушли далеко вперед эта ситуация чревата нищетой,​ попаданием в колониальную зависимость или жесткой «шоковой терапией». При переходных фазах, когда два цвета смешиваются,​ доминантный цвет записывается большими буквами,​ а рецессивный – маленькими,​ например «СИНИЙ/​оранжевый» или «оранжевый/​ЗЕЛЕНЫЙ». +
- +
-Особый интерес в рамках теории Грэйвса представляет как раз факторы перехода (transitional factors), условия,​ которые обеспечивают плавный переход от одного ценностного уровня к другому.+
    
 [1] Clare W. Graves, по адресу http://​www.clarewgraves.com/​ находится коллекция его научных работ, [1] Clare W. Graves, по адресу http://​www.clarewgraves.com/​ находится коллекция его научных работ,
  
-[2] По адресу http://​www.clarewgraves.com/​theory_content/​compared/​CGcomp1.htm опубликована таблица,​ в которой приводится сравнительный анализ теории Грэйвса и еще 25 психологических эволюционных классификаций,​ в том числе по Маслоу,​ Пиаже и других. Анализ показывает,​ что теория Грэйвса является наиболее полной и включает в себя все остальные,​ более ранние теории.+[2] По адресу http://​www.clarewgraves.com/​theory_content/​compared/​CGcomp1.htm опубликована таблица,​ в которой приводится сравнительный анализ теории Грэйвса и еще 25 психологических эволюционных классификаций,​ в том числе по Маслоу,​ Пиаже и других. Анализ показывает,​ что теория Грэйвса является наиболее полной и включает в себя все остальные,​ более ранние теории.\\
  
 ====== Мышление второго порядка ====== ====== Мышление второго порядка ======
  
-Второй порядок или второй этаж – это квантовый скачок в человеческом сознании. Он отмечает переход от уровня Существования к уровню Бытия. Если на предыдущих уровнях наблюдались постоянные конфликты и непонимание:​ между Зеленым и Оранжевым,​ между Красным и Синим, между Оранжевым и Бежевым,​ то мышление второго порядка признает различия и стремится интегрировать их – с большим или меньшим успехом.+Второй порядок или второй этаж – это квантовый скачок в человеческом сознании. Он отмечает переход от уровня Существования к уровню Бытия. Если на предыдущих уровнях наблюдались постоянные конфликты и непонимание:​ между Зеленым и Оранжевым,​ между Красным и Синим, между Оранжевым и Бежевым,​ то мышление второго порядка признает различия и стремится интегрировать их – с большим или меньшим успехом.\\ 
 +\\ 
 +**Желтый уровень:​ ГибкийТекущий (FlexFlow), системный**\\
  
-Желтый уровень: ГибкийТекущий ​(FlexFlow), ​системный+• Признание неизбежности природных форм и течений\\ 
 +• Фокус на функциональности, компетентности,​ гибкости и спонтанности\\ 
 +• Поиск естественной смеси конфликтующих «правд» и «неопределенностей»\\ 
 +• Поиск личной ​свободы без ущерба другим или чрезмерного эгоизма\\ 
 +• Познание полноты бытия на Земле в различных аспектах\\ 
 +• Требования интегративных и открытых систем\\ 
 +\\ 
 +**Ключевые компетенции:​**\\
  
-• Признание неизбежности природных форм и течений +• Осознанность по поводу уровней Спирали и условий для изменения.\\ 
-• Фокус на функциональности, компетентности, гибкости и спонтанности +• Способность создавать решения ​«Выигрыш-Выигрыш-Выигрыш»\\
-• Поиск естественной смеси конфликтующих «правд» и «неопределенностей» +
-• Поиск личной свободы без ущерба другим или чрезмерного эгоизма +
-• Познание ​полноты бытия на Земле ​в различных аспектах +
-• Требования интегративных и открытых систем+
  
-Ключевые компетенции:+Цель жизни – быть независимым в разумных границах,​ знающим насколько это возможно,​ и заботливым,​ насколько это реалистично. Я свой собственный человекотвечающий сам за себя, на острове в архипелаге других людей. Продолжение развития по естественным путям более ​ценно, чем стремление иметь или делать.\\
  
-• Осознанность по поводу уровней Спирали ​и условий для изменения. +Желтый – думает и действует из внутреннего стержня. Внутренние гироскопы ​позволяют балансировать в сложном и парадоксальном мире. Существуют сильные этические ​якоря, выбранные самостоятельно ​из многочисленных ​источников,​ но не привязанные к ригидным догмамТо, что было ​правильно вчера не обязательно будет правильно завтра. То, что было неправильно вчера может быть неправильно всегда. Если ситуация требует быть демократичным – можно быть демократичным, если авторитарным – авторитарным. Ценности – это проявления Бытия, а не интересы каких-то людей или групп.\\
-• Способность создавать решения ​«Выигрыш-Выигрыш-Выигрыш»+
  
-Цель жизни – быть независимым в разумных границах, ​знающим насколько это возможно, и заботливымнасколько это реалистично. Я свой собственный человек, отвечающий ​сам за себя, на острове в архипелаге других ​людей. Продолжение ​развития по естественным путям более ценно, чем стремление иметь или делать.+Когда в организации заводится Жетлый цМемвы заметите исчезновение дорого обставленных офисов, символов статуса, иерархических привилегий и признаков власти. Эти изменения ​не диктуются эгалитарностью Зеленого. Статус остается, но признаком статуса становится знание и функциональность. Минималистичные структуры заменяют ​грандиозные схемы и простота расцветает по мере того, как Оранжевый передает контроль Желтому. Дорогой костюм по-прежнему возможен, но только когда он действительно необходим.\\
  
-Желтый ​– думает и действует из внутреннего стержня. Внутренние гироскопы позволяют балансировать в сложном и парадоксальном мире. Существуют сильные этические якоря, выбранные самостоятельно из многочисленных ​источниковно не привязанные к ригидным догмам. То, что было правильно вчера не обязательно будет ​правильно завтра. ​То, что было неправильно вчера может быть неправильно всегда. Если ситуация требует быть демократичным – можно быть демократичным, если авторитарным – авторитарным. Ценности – это ​проявления Бытия, ​а не интересы каких-то людей или групп.+Желтый ​не тратит ​время на социальные игры и бесконечную интерпретацию смыслов в смыслах. Он ценит хороший контент, ясную информацию, открытые ​каналы коммуникации, возможность задавать вопросы и исследовать. Он видит жизнь ​как движение от проблемы к решению и далее к новой проблеме, хаос и порядок принимаются как норма. Проблемы берутся с точки зрения интереса, когда ​они решаются, Желтый может просто исчезнутьпредоставив другим принимать награды и пожинать урожай.\\
  
-Когда в организации заводится ​Жетлый цМем, вы заметите исчезновение дорого обставленных офисов, символов статуса, иерархических привилегий и признаков власти. Эти изменения не диктуются эгалитарностью Зеленого. Статус ​остается, но признаком статуса становится ​знание и функциональность. Минималистичные структуры заменяют грандиозные схемы и простота расцветает по мере ​того, как Оранжевый передает контроль Желтому. Дорогой костюм по-прежнему возможен,​ но только когда он действительно необходим.+Желтый может наслаждаться жизнью, ​но не становится рабом ​своего аппетитаОн может выражать злость ​и даже враждебность, но эмоции используются ​интеллектуальноа не случайно и не манипулятивно.\\ 
 +\\ 
 +**С точки зрения других цМемов:**\\
  
-Желтый не тратит ​время на социальные игры и бесконечную ​интерпретацию смыслов ​в смыслах. Он ценит хороший контент, ясную ​информацию, ​открытые каналы коммуникации, ​возможность задавать вопросы и исследовать. Он видит жизнь как движение от проблемы к решению и далее к новой проблеме, хаос и порядок принимаются как норма. Проблемы берутся с точки зрения ​интереса, когда ​они решаются,​ Желтый может просто исчезнуть, предоставив другим принимать ​награды и пожинать урожай.+Для Фиолетового - незаметный\\ 
 +Для Красного – странный, но иногда прикольный\\ 
 +Для Синего – непоследовательныйнеуважительный и несфокусированный\\ 
 +Для Оранжевого – неспособный ​полностью посвятить ​себя целям\\ 
 +Для Зеленого – холодный, ​интеллектуализирующий, неспособный ​вовлечься в групповые эмоции\\ 
 +\\ 
 +**Причины для перехода:**\\
  
-Желтый может наслаждаться жизнью, но не становится ​рабом своего аппетита. Он может выражать ​злость и даже враждебность, но эмоции используются интеллектуально, а не случайно и не манипулятивно.+• Духовный поиск\\ 
 +• Уважение к «холистическому» мировосприятию систем как ​живых организмов\\ 
 +• Вопросы «что?» и «как?» заменяются на «почему?​» и «кто?​»\\ 
 +• Новая потребность ​в объединении, но без сильной нагрузки эмоциями, характерной для Зеленого\\ 
 +\\ 
 +**Бирюзовый уровень: ГлобальноеВидение (GlobalView),​ холистический**\\
  
-С точки зрения других цМемов:+• Смешивать и гармонизировать сильный коллектив индивидуальностей\\ 
 +• Фокус на благе для всех существ как ​интегрированной системе\\ 
 +• Я – часть большего,​ осознанного,​ духовного ​целого, которое также служит ​мне\\ 
 +• Глобальное ​видение – рутинная привычка\\ 
 +• Акты минималистичного существования,​ так что меньшее становится большим (?)\\
  
-Для Фиолетового - незаметный +Проблемы, которые ​осознаются Желтым, не могут быть решены ​разрозненными личностяминезависимо от того, насколько много они знают. Однако, новая конфедерация людей основана на Смысле, а не на гармонии (Зеленый) или догме (Синий) или родстве (Фиолетовый). Большую роль в объединении играют эмоции, но в отличие от Зеленого, это разумные эмоции, интегрирующие ​логику и страсть. Новый глобальный ​коммунитаризм не посягает на индивидуальные ​права людей.\\
-Для Красного – странный, но иногда прикольный +
-Для Синего – непоследовательный, неуважительный и несфокусированный +
-Для Оранжевого – неспособный ​полностью ​посвятить себя целям +
-Для ​Зеленого ​– холодный, интеллектуализирующий, неспособный ​вовлечься в групповые эмоции+
  
-Причины для перехода:+Зеленый всегда готов к холическому,​ органическому, ​натуральному – однако, ​для ​него это мистика,​ непонятное и необъяснимое. Бирюзовый шагнул далеко за это, ​для него в мистике нет ничего мистического,​ что невероятно разочаровывает Зеленый.\\
  
-• Духовный поиск +Желтый соединяет точки, а Бирюзовый рисует картину со всеми цветами, так что она становится живой. Ему не требуется ​квантифицировать и категоризоровать события,​ скорее, он присутствует в Бытие. Он учится ​более полно присутствовать, а не просто изучать ​или быть в комфорте со всем. ​На Бирюзовом уровне обучение происходит не только через ​наблюдение или участвование, но и просто через бытие. Человек доверяет интуиции ​и инстинктам, позволяя сознательному и бессознательному работать согласованно.\\
-• Уважение к «холистическому» мировосприятию систем как живых организмов +
-• Вопросы ​«что?» и «как?» заменяются на «почему?» и «кто?» +
-• Новая потребность ​в объединении, но без сильной нагрузки эмоциями, характерной для Зеленого+
  
-Бирюзовый уровень:​ ГлобальноеВидение (GlobalView),​ холистический +Бирюзовый видит мир как взаимоувязанную сеть причин и следствий,​ взаимодействующих энергетических полей, уровней коммуникации,​ которые нам только предстоит открыть. Жизнь состоит из фракталов,​ реплицирующих себя на микро- и макро-уровнях. Это система взглядов,​ которая ищет порядка,​ но впервые смотрит на него с макроуровня. Идея посмотреть на все сразу прежде чем делать что-то конкретное доминирует.\\
- +
-• Смешивать и гармонизировать сильный коллектив индивидуальностей +
-• Фокус на благе для всех существ как интегрированной системе +
-• Я – часть большего,​ осознанного,​ духовного целого,​ которое также служит мне +
-• Глобальное видение – рутинная привычка +
-• Акты минималистичного существования,​ так что меньшее становится большим (?) +
- +
-Проблемы,​ которые осознаются Желтым,​ не могут быть решены разрозненными личностями,​ независимо от того, насколько много они знают. Однако,​ новая конфедерация людей основана на Смысле,​ а не на гармонии (Зеленый) или догме (Синий) или родстве (Фиолетовый). Большую роль в объединении играют эмоции,​ но в отличие от Зеленого,​ это разумные эмоции,​ интегрирующие логику и страсть. Новый глобальный коммунитаризм не посягает на индивидуальные права людей. +
- +
-Зеленый всегда готов к холическому,​ органическому,​ натуральному – однако,​ для него это мистика,​ непонятное и необъяснимое. Бирюзовый шагнул далеко за это, для него в мистике нет ничего мистического,​ что невероятно разочаровывает Зеленый. +
- +
-Желтый соединяет точки, а Бирюзовый рисует картину со всеми цветами,​ так что она становится живой. Ему не требуется квантифицировать и категоризоровать события,​ скорее,​ он присутствует в Бытие. Он учится более полно присутствовать,​ а не просто изучать или быть в комфорте со всем. На Бирюзовом уровне обучение происходит не только через наблюдение или участвование,​ но и просто через бытие. Человек доверяет интуиции и инстинктам,​ позволяя сознательному и бессознательному работать согласованно. +
- +
-Бирюзовый видит мир как взаимоувязанную сеть причин и следствий,​ взаимодействующих энергетических полей, уровней коммуникации,​ которые нам только предстоит открыть. Жизнь состоит из фракталов,​ реплицирующих себя на микро- и макро-уровнях. Это система взглядов,​ которая ищет порядка,​ но впервые смотрит на него с макроуровня. Идея посмотреть на все сразу прежде чем делать что-то конкретное доминирует.+
  
  --- //​[[kapterev@gmail.com|Alexei Kapterev]] 2007/09/20 17:50//  --- //​[[kapterev@gmail.com|Alexei Kapterev]] 2007/09/20 17:50//
Строка 188: Строка 175:
  
 [[sd-keyworld|Спиральные "​ключевые слова"​]] [[sd-keyworld|Спиральные "​ключевые слова"​]]
 +
  
  
 ====== Ссылки ====== ====== Ссылки ======
  
 +  * [[http://​books.google.com/​books?​vid=ISBN1557869405&​id=ibIPHOsOJbwC&​pg=PP6&​lpg=PP6&​ots=CTv7BSK7R2&​dq=spiral+dynamics&​sig=5H1lforrhosBTm-f9HxxPp52CG4| Книга "​Спиральная Динамика"​]]
 +
 +  * [[http://​www.newcode.ru/​media/​Spiral_dynamics.pdf|Презентация Алексея Каптерева по Спиральной динамике]]
 +
 +  * [[http://​www.newcode.ru/​media/​Challenge.management.10.2007.pdf|Cпиральная динамика в презентации тренинга "​Управление вызовами"​]]
 +
 +  * [[spiral-dynamics-ic-presentation|Презентация Алексея Каптерева по Спиральной динамике на встрече Интегрального клуба]] (слайды+видео)
  
-[[http://​books.google.com/​books?​vid=ISBN1557869405&​id=ibIPHOsOJbwC&​pg=PP6&​lpg=PP6&​ots=CTv7BSK7R2&​dq=spiral+dynamics&​sig=5H1lforrhosBTm-f9HxxPp52CG4| Книга "Спиральная Динамика"​]]+\\ 
 +{{tag>презентации}}