Сторителлинг
Критерии хорошей истории (предложены Ларри Прусаком):
Живучесть – устойчивость истории к сохранению своих ключевых посланий при множественных пересказах.
Замечательность (выпуклость) – способность истории выделяться, создавать эмоциональное отличие, иметь эмоциональный заряд. В числе вещей, создающих «выпуклость», названы юмор, побуждение к действию, изящность предложенных решений.
Осмысленность — объяснительная сила, убедительность, соответствие наблюдаемым фактам в существенных частях.
-
Критерии "прилипчивой" истории:
Эти шесть принципов хороших историй и идей предложены братьями Хит в книге "Made to Stick. Why some ideas survive and others die". Под хорошей историей они понимают «прилипчивую» историю (sticky по-английски), то есть живучую, легко распространимую. История должна быть:
Простая
Неожиданная
Конкретная
Реалистичная
Эмоциональная
Хорошая история
Заметьте, что по-английски этот список запомнить проще:
Simple
Unexpected
Concrete
Credible
Emotional
Story
Подробнее об этих принципах (статья на английском).
Сторителлинг: идеи, принципы, советы
-
-
-
-
-
Навык хорошо рассказывать истории — важная основа для того, чтобы уметь их затем записывать (см. раздел
writing)
Мы рассказываем истории (байки, притчи, сказки) на 3-10 минут.
Лучше всего - из собственного опыта, о достижении какого-то результата. Но можно и чужие, от любого лица. Вообще, критерий хорошей истории — если ее кто-то может пересказать.
В начале истории полезно сказать несколько слов о ней, почему она лично вам нравится.
История должна быть трансформирующей, то есть запускать у слушателей процесс изменений. Не обязательно сразу рассказывать, о каких изменениях идет речь, но если возникнет такой вопрос, вы должны быть готовы на него ответить.
Если никто не против, одни и те же истории можно рассказывать по нескольку раз.
Любой рассказ завершается аплодисментами и обратной связью по кругу.
Ответить на вопросы:
Что было хорошо?
Могу ли пересказать эту историю?
Захочу ли я пересказывать, в смысле, «близка ли мне эта история?»
Был ли трансформационный компонент? Изменилось ли что-то внутри от прослушивания и если да, то что именно?
Что можно добавить и как конкретно?
Также важно, чтобы история была действительно трансформационной. Вот вопросы, которые мы сформулировали для самого рассказчика:
Что происходит со мной, когда я вспоминаю историю?
Что происходит со мной, когда я ее рассказываю?
Как изменяется моя история в процессе рассказа?
Что изменяет она для слушателя (и изменяет ли?)
Как изменяюсь я?
Истории, рассказанные в Лаборатории:
Ссылки на обсуждение сторителлинга в лаборатории:
Другие ссылки по теме