личные инструменты

Это старая версия документа.


Сторителлинг

«If we change the stories we tell, we change the life we lead.»
(«Изменяя истории, которые мы рассказываем, мы изменяем нашу жизнь»).
(с) Mike Turner.

Сторителлинг – это способ передачи информации и нахождения смыслов через рассказывание историй. Он используется как в психотерапии, это направление получило название "нарративной психотерапии", так и в менеджменте, где это обычно называется "оrganizational storytelling".

Принципы сторителлинга, используемые в лаборатории:

  • Мы рассказываем истории (байки, притчи, сказки) на 3-10 минут.
  • Лучше всего - из собственного опыта, о достижении какого-то результата. Но можно и чужие, от любого лица. Вообще, критерий хорошей истории — если ее кто-то может пересказать.
  • В начале истории полезно сказать несколько слов о ней, почему она лично вам нравится.
  • История должна быть трансформирующей, то есть запускать у слушателей процесс изменений.
  • История должна быть как-то связана с Новым кодом. Не обязательно сразу рассказывать, но если возникнет такой вопрос, вы должны быть готовы на него ответить.
  • Если никто не против, одни и те же истории можно рассказывать по нескольку раз.
  • Любой рассказ завершается аплодисментами и обратной связью по кругу.

Критерии хорошей истории (предложены Ларри Прусаком):

  • Живучесть – устойчивость истории к сохранению своих ключевых посланий при множественных пересказах.
  • Замечательность (выпуклость) – способность истории выделяться, создавать эмоциональное отличие, иметь эмоциональный заряд. В числе вещей, создающих «выпуклость», названы юмор, побуждение к действию, изящность предложенных решений.
  • Осмысленность — объяснительная сила, убедительность, соответствие наблюдаемым фактам в существенных частях.
  • **Конгруэнтность** рассказчику - уровень комфорта рассказчика при рассказывании истории.

Критерии "прилипчивой" истории:

Эти шесть принципов хороших историй и идей предложены братьями Хит в книге "Made to Stick. Why some ideas survive and others die". Под хорошей историей они понимают «прилипчивую» историю (sticky по-английски), то есть живучую, легко распространимую. История должна быть:

  • Простая
  • Неожиданная
  • Конкретная
  • Реалистичная
  • Эмоциональная
  • Хорошая история

Заметьте, что по-английски этот список запомнить проще:

  • Simple
  • Unexpected
  • Concrete
  • Credible
  • Emotional
  • Story

Подробнее об этих принципах (статья на английском).

Формат обратной связи:

Ответить на вопросы:

  • Что было хорошо?
  • Могу ли пересказать эту историю?
  • Захочу ли я пересказывать, в смысле, «близка ли мне эта история?»
  • Был ли трансформационный компонент? Изменилось ли что-то внутри от прослушивания и если да, то что именно?
  • Что можно добавить и как конкретно?


Также важно, чтобы история была действительно трансформационной. Вот вопросы, которые мы сформулировали для самого рассказчика:

  • Что происходит со мной, когда я вспоминаю историю?
  • Что происходит со мной, когда я ее рассказываю?
  • Как изменяется моя история в процессе рассказа?
  • Что изменяет она для слушателя (и изменяет ли?)
  • Как изменяюсь я?

Истории, рассказанные в лаборатории Нового Кода:

Ссылки на обсуждение сторителлинга в лаборатории:

Сторителлинг: идеи, принципы, советы

Другие ссылки по теме