личные инструменты

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

unconscious [2009/01/20 00:43]
thecroaker
unconscious [2020/03/11 17:38] (текущий)
Строка 10: Строка 10:
  
   * [[emotions|Эмоции]],​ в том числе ощущение субъективного [[happiness|счастья]]   * [[emotions|Эмоции]],​ в том числе ощущение субъективного [[happiness|счастья]]
-  ​* Долгосрочная память, в т.ч. мышечная,​ «автопилот» + 
-  * Поддержание карты мира: [[beliefs|убеждения]] и [[personal-values|ценности]]+  ​* Долгосрочная память
 +    * Мышечная, ​т.н. ​«автопилот» 
 +    * Поддержание карты мира: [[beliefs|убеждения]] и [[personal-values|ценности]]
   * [[creativity|Творчество,​ креативность]]   * [[creativity|Творчество,​ креативность]]
  
Строка 18: Строка 20:
 ====== История вопроса:​ ====== ====== История вопроса:​ ======
  
-Представление о не вполне контролируемой части личности существовали издревле.  Древние римляне и греки часто бывали «одержимы богами»,​ впадая в неконтролируемый гнев, панику или любовь,​ они приписывали это соответствующим богам, будь то Зевс, Пан или Афродита. Психолог [[http://​en.wikipedia.org/​wiki/​Julian_Jaynes|Джулиан Джейнс]] полагал,​ что примерно до 8 века до н.э. люди просто не были ​в состоянии осознавать себя в привычном для нас смысле и полагали все возникающие внутри голоса или позывы результатом божественного вмешательства.+Представления о не вполне контролируемой части личности сущуствуют уже много веков.  Древние римляне и греки часто бывали «одержимы богами»,​ впадая в неконтролируемый гнев, панику или любовь,​ они приписывали это соответствующим богамЗевсу, Пану или Афродите. Психолог [[http://​en.wikipedia.org/​wiki/​Julian_Jaynes|Джулиан Джейнс]] полагал,​ что примерно до 8 века до н.э. люди были просто не в состоянии осознавать себя в привычном для нас смысле и полагали все возникающие внутри голоса или позывы результатом божественного вмешательства. 
 + 
 +По мере роста осознанности,​ способности к интроспекции,​ эти порывы стали приписывать самому человеку,​ или, точнее,​ его части, называемой «душа». Платон в диалоге «Федр» писал: «Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. [...] Во-первых,​ это наш повелитель правит упряжкой,​ а затем, и кони-то у него: один прекрасен,​ благороден и рожден от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные.» ​
  
-По мере роста осознанности,​ способности к интроспекции, эти порывы ​стали ​приписывать самому человеку, или, точнее, его части, называемой «душа». Платон в диалоге «Федр» писал: «Уподобим душу соединенной силе ​крылатой парной упряжки и возничего. [...] Во-первых, это наш повелитель правит ​упряжкойа затеми кони-то у негоодин ​прекрасенблагороден и рожден от таких же коней, ​а другой конь — его противоположность и предки ​его — иные.» Примерно таково наше представление о бессознательном и в настоящее время: как ​о движущей силе всего хорошего и плохого, что в нас есть. Возница в этой метафоре, это, конечно сознание.+Примерно таково наше представление о бессознательном и в настоящее время: как о движущей силе ​нашего поведения, всего ​хорошего и плохогочто в нас есть. Роль возницы в этой ​метафоре, конечно, отводится сознанию. С большой вероятностью эта метафора не вполне ​верна: за сознанием ​тоже кто-то должен присматривать. Предоставленное самому себеоно часто впадает в заниматься чрезмерное обдумывание (Luybomirski,​ 2008), которое плохо отражается на системе в целом
  
-Термин бессознательное появился намного позднее. Впервые слово ​«бессознательное» (unconscious) ​в значении «осознанность или ​неосознанность относительно наших собственных ментальных процессов» впервые ​употребил шотландский судья Лорд Каменс в 1751 году.+Термин ​«бессознательное» (unconscious) ​появился намного позднее. Впервые ​это ​слово в значении «неосознанность относительно наших собственных ментальных процессов» употребил шотландский судья Лорд Каменс в 1751 году.
  
 Но по-настоящему известным термин «бессознательное» стал благодаря книге немецкого философа [[http://​en.wikipedia.org/​wiki/​Karl_Robert_Eduard_von_Hartmann|фон Хартмана]] «Философия бессознательного»,​ которая была опубликована в 1869 году (за тридцать лет до Фрейда) и пользовалась таким успехом,​ что в течение десяти лет переиздавалась восемь раз. Хартман являлся последователем Шопенгауэра,​ истоки философии которого которго лежат, в частности,​ в восточном мистицизме,​ в буддизме и Ведах. Но по-настоящему известным термин «бессознательное» стал благодаря книге немецкого философа [[http://​en.wikipedia.org/​wiki/​Karl_Robert_Eduard_von_Hartmann|фон Хартмана]] «Философия бессознательного»,​ которая была опубликована в 1869 году (за тридцать лет до Фрейда) и пользовалась таким успехом,​ что в течение десяти лет переиздавалась восемь раз. Хартман являлся последователем Шопенгауэра,​ истоки философии которого которго лежат, в частности,​ в восточном мистицизме,​ в буддизме и Ведах.
Строка 30: Строка 34:
 ====== См. также ====== ====== См. также ======
  
-  * [[authenticity|Аутентичность]]+  * [[congruency|Конгуэнтность]]
  
 ====== Ссылки ====== ====== Ссылки ======
Строка 39: Строка 43:
  
 =====  Литература ===== =====  Литература =====
-==== Старые теории бессознательного ====+==== Исторические теории бессознательного ====
  
 [[http://​www.gumer.info/​bibliotek_Buks/​Psihol/​fr_ostr/​index.php| Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1924]] [[http://​www.gumer.info/​bibliotek_Buks/​Psihol/​fr_ostr/​index.php| Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1924]]
  
-==== Новые теории бессознательного ====