личные инструменты
Вы посетили:
Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
— |
writing-rules [2020/03/11 17:38] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | ====== Некоторые принципы Writing ====== | ||
+ | |||
+ | ===== DO's (Как Надо) ===== | ||
+ | |||
+ | * **Будьте собой**. | ||
+ | Не изменяйте своему голосу ради придмета. Где это возможно, пишите от первого листа - это обычно выходит более естественно. Relax and write with confidence and in a way that comes easily and naturally. Sometimes this will mean discarding the first few paragraphs until you start writing naturally. //“Never say anything in writing that you wouldn’t comfortably say in conversation” (Zinsser, 27).// | ||
+ | |||
+ | * **Любите вашего читателя**. | ||
+ | Когда любишь кого-то, стараешься узнать его поближе, сделать так, чтобы ему было хорошо. И все остальные советы (ясность, структура текста, увлекательность) по большей части вытекают из этого положения. | ||
+ | |||
+ | * **Будьте ясным**. | ||
+ | Ясность письма приходит от ясности мышления. | ||
+ | * Осознанно используйте структуру изложения (принцип пирамиды и т.д.) | ||
+ | |||
+ | * **Если возможно выбросить слово, выбросите его**. | ||
+ | Вы можете не думать об этом в процессе письма, чтобы не прерывать поток, но после пройдитесь новым взглядом по тексту и избавьтесь от лишних слов. | ||
+ | |||
+ | Привычку использовать несколько слов там, где одного слова было бы достаточно, | ||
+ | можно проиллюстрировать на следующих примерах: "достаточное число" вместо "достаточно", "в настоящий момент" вместо "сейчас", "в непосредственной близости" вместо "рядом". | ||
+ | |||
+ | Не лучше ли выбрать один сильный глагол, чем злоупотреблять наречиями с аналогичным значением? Не пишите, "радио громко орало" - глагол "орать" уже подразумевает громкость. Не пишите "человек крепко сжал зубы" - по другому сжать зубы просто невозможно. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ===== DON'Ts (Как Не Надо) ===== | ||
+ | |||
+ | * Никогда не используйте длинное слово там, где подойдет короткое (Дж.Оруэлл) | ||
+ | |||
+ | * Никогда не используйте пассивный залог там, где можно использовать активный. | ||
+ | |||
+ | * Никогда не используйте иностранное слово, узкопрофессиональный или научный термин или жаргон, если для описания того же самого есть подходящее простое русское слово. | ||
+ | |||
+ | * Никогда не бойтесь нарушить эти правила, если чувствуете/cчитаете, что это нужно. Break any of these rules sooner than say anything outright barbarous. | ||
+ | |||
+ | * **Не репетируйте слова текста в голове**. "В голове", без записей, вы можете продумывать структуру текста или, например, подбирать примеры. Но если вы начинаете "прокручивать" фразы текста - прокручивайте их сразу на бумаге или в компьютере. Садитесь и пишите! Если нет возможности начать писать прямо сейчас, не изнашивайте слова попусту - лучше всего они "выливаются" свежими. Подумайте лучше об идеях. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | ===== Pоssible's (Как возможно, но не обязательно) ===== | ||
+ | |||
+ | * **Пишите для себя**. Двоякий совет. С одной стороны, пишите о том, что вам самому интересно (и тогда вы увлечетесь процессом), но с другой стороны, имея в виду читателя. | ||
+ | |||
+ | Следующие советы относятся к ОСОЗНАНИЮ того, как вы пользуетесь разными элементами текста: | ||
+ | |||
+ | * **Порядок слов**. Ставьте сильные слова в начале и в конце предложений и абзацев. Если вы хотите подчеркнуть какое-то слово, поставьте его в конец (вспомните Штирлица с апельсинами). | ||
+ | * Пример: Наш отдел разработал новый метод работы с клиентами. \\ | ||
+ | * Новый метод работы с клиентами был разработан в нашем отделе. | ||
+ | |||
+ | * **Знаки препинания**. Они очень важны для восприятия, так как создают рисунок текста и как следствие - ритм чтения. | ||
+ | * Точка служит сигналом остановки. Любое слово после точки говорит: «Посмотрите на меня». | ||
+ | * Запятая - сигнал к продолжению движения, но с осторожностью. | ||
+ | * Точка с запятой - «лежачий полицейский». Точка с запятой сильнее, чем запятая, она полезна при работе с большими объемами информации. | ||
+ | * Двоеточие - предваряет перекресток. | ||
+ | * Тире - ветка дерева на дороге. | ||
+ | * Не путайте дефис (-) и тире (---). | ||
+ | * Скобки - дорожное заграждение, это рассказ в рассказе. Как заграждение в середине улицы, скобки заставляют читателя обогнуть их, чтобы продолжить путь. Не злоупотребляйте ими сильно. | ||
+ | |||
+ | * **Осознавайте как выглядит ваш текст визуально**. Блоки текста меньшего размера воспринимать проще. Разбивайте текст на абзацы, длинные предложения - на несколько более коротких. (Сравните объем внимания, который требуется для восприятия страницы текста Толстого или несколько постов в блогах). | ||
+ | * Короткие предложения нужны для ясности и для передачи эмоций. Чтобы передать бесконечную печаль Иисуса при известии о смерти Лазаря автор Библии написал самое короткое предложение - из двух слов: «Иисус плакал». | ||
+ | * Комбинируйте предложения различной длины - они помогут создать ритм. Тоже правило касается и абзацев. | ||
+ | * Пример: В книге 1985 Гари Провост создал следующую демонстрацию того, что происходит, когда автор экспериментирует с длиной предложений:\\ | ||
+ | //«В этом предложении пять слов. А вот еще пять слов. Предложения из пяти слов хорошие. Но несколько подряд становятся монотонными. Смотрите, что с ними происходит. Такое письмо становится скучным. Его звук становится ровно однообразным. Это звучит, как заевшая пластинка. Ухо требует от вас разнообразия.\\ | ||
+ | \\ | ||
+ | Теперь послушайте. Я изменяю длину предложения, и я создаю музыку. Музыка. Письмо поет. У него приятный ритм, мелодика, гармония. Я использую короткие фразы. И я использую фразы средней длины.\\ | ||
+ | \\ | ||
+ | А иногда, когда я уверен, что читатель отдохнул, я увлеку его фразой подлиннее, фразой, полной энергии, фразой-крещендо, с барабанной дробью, с ударами тарелок, со звуками, которые говорят: послушай, это что-то важное».// | ||
+ | |||
+ | * Играйте со словами. | ||
+ | |||
+ | * Убирайте штампы. | ||
+ | |||
+ | * Осознавайте структуру текста: после каждого предложения спрашивайте себя - что ваш читатель хочет знать дальше? | ||
+ | |||
+ | To be continued. | ||
+ | |||