личные инструменты

Это старая версия документа.


Body-Mind Centering

«Когда мы начинаем лучше осознавать свое тело на уровне клеток и такней, мы лучше понимаем самих себя» (с)Б.Б.Коэн.

BodyMind Centering (BMC) - это система исследования, тренировки, оздоровления и интеграции тела-ума. Направление разработано Бонни Бэйнбридж Коэн (Bonnie Bainbridge Cohen) в 1970е гг. Она описывает этот подход как «непрекращающееся путешествие на територии живого и постоянно изменяющегося человеческого тела». Исследователем является наш ум - мысли, чувства, энергетика, эго, дух. Эмпирическое приключение, в котором участвует все наше существо, затем может быть проанализировано интеллектуально, прожито и отображено различными каналами нашего ума. При этом ум является лишь инструментом исследования и не посягает на универсальность обнаруженных истин.

«Развитие не является линейным процессом, но скорее происходит волнами, перекрывающими друг друга; каждая стадия содержит элементы всех остальных стадий. Поскольку каждая предшествующая стадия поддерживает последующую, любой пропуск, искажение или незавершенность любой стадии развития может привести к проблемам с равновесием и движением, неравновесию развития систем тела, проблемам в восприятии, моторной памяти и творческом проявлении.»

Эволюционные паттерны движений (Developmental patterns)

Это направление в телесной и двигательной работе основывается на простой (биология - 6 класс средней школы) и несколько устаревшей идее, что «развитие индивида повторяет развитие вида», или «онтогенез повторяет филогенез». ((с)

Паттерны развития движения можно разделить на две группы: допозвоночные (превертебральные) и позвоночные (вертебральные).

Превертебральные паттерны развития движения:

  • Клеточное дыхание.
  • Центральная симметрия (Navel radiation). Движения, раскрывающиеся из центра, от пупка. На эволюционном уровне это моллюски во главе с морской звездой.
  • Оральный паттерн (mouthing). Это движения тела, инициируемые ртом. На эволюционном уровне — это, скорее всего, черви. Есть свои аналогии и в оральном периоде развития либидо. Работа с лицом и ртом вовлекает мимическим мышцы и, соответственно, чувства.
  • Допозвоночные движения (prespinal movement). Это мягкие последовательные движения позвоночника и пищевого тракта. На эволюционном уровне — это вновь беспозвоночные. На структурном — включение тазовой области и ануса в движение. Это движение между двумя точками, связь между головой и хвостом. Пищеварительный тракт в эволюционном смысле является предшественником позвоночника.

Вертебральные паттерны развития движения:

  • Движения позвоночника (spinal movement). Это движения от головы до хвоста, которые коррелируют с движениями рыб. На структурном уровне - это появление оси в пространстве, своего рода axis mundi для тела.
  • Гомологичные движения (homologous movement). Это симметричные движения двумя верхними и/или нижними конечностями одновременно, которые коррелируют с движениями земноводных (например, лягушки). Это определяет различение верхней и нижней части тела.
  • Гомолатеральные движения (homolateral movement), асимметричные движения одной верхней и нижней конечности на одной стороне тела, которые коррелируют с движениями рептилий (например, ящерицы). Это определяет вертикальную ось симметрии, различение правой и левой половины тела.
  • Контралатеральные движения (contralateral movement), диагональные движения верхней конечности с нижней на противоположной стороне тела, которые соотносятся с движениями млекопитающих.

Паттерны движения младенца:

Еще один аспект работы с паттернам развития движения - это прохождение этапов истории движения младенца. Первый опыт всегда имеет характер импринтинга, особое значение на малоосознаваемом уровне. Все изменения для ребенка кардинальны, хотя они и проходятся относительно быстро. Сами эти паттерны просты и понятны:

  1. Лежа на спине, перебирать ручками и ножками
  2. Перевернуться со спины на живот
  3. Поднимать голову
  4. Ползать
  5. Ходить на четвереньках
  6. Встать на ноги
  7. Ходить на двух ногах.


При работе с этими паттернами следует учитывать иное восприятие ребенка и иной образ тела у него. Этот образ тела характеризуется невыделенностью отдельных частей, неразличением внутреннего и внешнего, отсутствием фокуса и фиксации взгляда; скорее, это безличный континуум ощущений движения. Постепенно, через смену паттернов движения, образ тела проявляется и формируется, подготавливая появление личности, образа «я», формирующегося на основе образа тела.

Базовые неврологические паттерны движений:

Это фундаментальные паттерны, которые можно найти внутри более сложных движений.

  • Сдаваться, расслабляться (yield)
  • Толкать, отталкиваться (push)
  • Тянуться (reach)
  • Ухватиться(take hold)
  • Тянуть (pull)

См. подробнее в статье "Основы Бартеньеф"

Материалы по теме:

  • В.В.Козлов, А.Е.Гиршон, Н.И.Веремеенко, «Интегративная танцевально-двигательная терапия»