личные инструменты

Это старая версия документа.


Принципы идеомоторной практики

Эти принципы взяты из книги Дэна Миллмана Body Mind Mastery: Creating Success in Sport and Life. Автор - коуч и чемпион мира по прыжкам на батуте.

Книгу можно скачать на gigapedia или читать отрывки на google books.

Общие рекомендации:

  • Возьмите время на то, чтобы выучить правильно, и вы сэкономите время. Есть большая разница между тем, чтобы выучить и выучить правильно. Only perfect practice makes perfect. Только совершенная практика делает вас совершенным. Нет смысла практиковать неправильные движения — тем самым вы только заучиваете неверные паттерны, часто даже не замечая этого. Поэтому грамотная техника обучения заключается не только в том, чтобы разучивать правильные паттерны, но и в том, чтобы избегать неправильных (по поводу того, чтобы не расстраиваться из-за своих ошибок у него целая глава, так что здесь он на этом не останавливается). Если вы совершаете ошибку, не делайте автоматически еще одну попытку. Возьмите время, чтобы разобраться в чем именно состояла ошибка, и затем сделайте что-то другое.
  • Многие из нас полагают, что для того, чтобы достичь результата, надо практиковать навык много раз, от начала и до конца. На самом деле, многие начинающие склонны практиковать cлишком много. Когда вы только начинаете, то еще не знаете как ощущается изнутри, на кинестетическом уровне, правильное движение. И вначале многократные повторения могут привести к закреплению неправильного паттерна. Вместо этого начните с нескольких очень немногих осознанных попыток, поддерживая высокий уровень концентрации и интереса. А когда они снижаются, остановитесь и вернитесь к вашей практике позже. Practice is like gambling: you have to know when to quit. В практике как в в азартных играх, надо знать, когда остановиться.
  • Дэн Миллман рекомендует практиковать, делая по три попытки. Исследования в области обучения показали, что мы можем сохранять наилучшую концентрацию в трех попытках, четвертая обычно уже не такая удачная. Сделав три попытки, остановитесь на мгновение. Проверьте свое положение, сделайте глубокий вдох, встряхнитесь и расслабьтесь. Почувствуйте как осознание с легким покалыванием проходит через все ваше тело, до кончиков пальцев. Почувствуйте вашу связь с землей. И затем продолжайте.

Overcompensation / Перекомпенсация

Дэн считает, что это один из самых эффективных способов быстрого обучения навыку, и вот почему: когда мы некоторое время повторяем неправильный паттерн движения, он становится для нас комфортным, и любые изменения, даже в направлении правильного паттерна, будут ощущаться странными, неловкими, и даваться с трудом. «When you're wrong, what's right, feels wrong». Даже если мы знаем каким должен быть правильный паттерн, мы склонны недоделывать, недостаточно исправлять ошибку. Допустим, вы тренируете удар битой по мячу (это про бейсбол, но здесь может быть что угодно), и у вас есть привычка замахиваться слишком высоко. И даже если вы знаете, что вам нужно бить ниже, вы все же склонны ударять недостаточно низко, потому что это ощущается как-то странно. Применить закон баланса — это значит, что вам нужно перекомпенсировать, поработать с обеих сторон движения, для того, чтобы найти центр. Другими словами, сделайте целенаправленную попытку ударить слишком низко. Вы обдуманно готовитесь пропустить мяч следующие десять попыток, замахиваясь под ним. Но поскольку у нас есть тенденция недостаточно исправлять ошибки, то пытаясь замахнуться слишком низко, вы в результате попадете по мячу. Поработав с двух сторон, слишком высоко и слишком низко, слишком слева и слишком справа, слишком быстро и слишком медленно, вы в результате найдете точное место в центре. Это универсальный принцип, его можно применять в отношении скорости, баланса, силы, не только в спорте, но и в обычной жизни — еде, ходьбе, общении, занятиях любовью.

Slow motion practice / Замедленное движение

Когда вы совершаете какое-то действие в замедленном темпе, вы усиливаете свою осознанность относительно напряжений, которые вы держите в теле и расслабления, которое приносите. Вы можете почувствовать тонкие различия в координации частей тела, изменения веса и дыхания, которые вы упускаете, когда двигаетесь быстро. Практика замедленного действия улучшает и легкость и скорость обучения, потому что прежде скрытые ошибки становятся неизбежно очевидными.

Для обучения любому новому навыку запомните формулу «TCC». Сначала точность, затем скорость, затем сила (precision-speed-power). Они следуют друг за другом. Если вы хотите достичь силы и скорости, тогда практикуйте очень точно в замедленном движении. Замедлитесь, чтобы ускориться. Замедленное действие не только работает, это еще и «fun». И как люди, практикующие тайцзы вы можете обнаружить, что замедляясь, вы превращаете спорт в форму двигательной медитации.

The beginning-and-end method / Метод начала и конца

Иногда тренироваться в замедленном режиме просто непрактично, например, когда вы разучиваете колесо или сальто. В подобных случаях полезно обратить особое внимание на начальную и конечную позиции. Вы можете не знать где вы находитесь в середине движения, но если начальная и конечная позиции правильны, середина о себе позаботиться. Когда вы начинаете мах теннисной ракеткой или клюшкой для гольфа, остановитесь на мгновение. Проверьте ваш баланс, позицию рук, головы, тела. Начала и конец движения формируют основу для уверенного удара. Если вы завершаете движение и обнаруживаете себя в неправильной конечной позиции, быстро передвиньтесь в правильную позицию и почувствуйте ее.

Part-whole practice / Часть-целое

Любой навык состоит из элементов. Это очень простая идея, и очень работающая: сначала вы разбираете действие на составляющие, фокусируясь на деталях, и затем собираете воедино. Качество обучения повышается не только за счет того, что у нас появляется больше внимания, чтобы разобраться с деталями, но и благодаря тому, что мы можем совершать маленькие победы каждый день и лучше ощущаем продвижение к большой цели. Двигайтесь небольшими шагами, постепенно, овладейте частями, прежде чем браться за целое.

Imitation / Имитация

Дэн Миллман называет имитацию «the ultimate technique», то есть предельной, окончательной техникой. Дети — настоящие мастера подражания, это наиболее действенный и естественный способ обучения. Чтобы научиться навыку, найдите кого-то, кто достиг в нем совершенства и внимательно за ним понаблюдайте. Изучайте его движения, привычки, выражение лица. Когда вы смотрите на человека, выполняющего это действие, представляйте как вы сами делаете его подобным образом. Ваши способности улучшатся с практикой. Даже великие мастера начинали с копирования. Дэн пишет, что имитация — это ключевая техника обучения, потому что она работает на бессознательном уровне. Для того, чтобы наилучшим образом использовать ваши врожденные способности к подражанию: — подготовьте себя физически, вернувшись к основам, необходимым для данного навыка. — примите, что копировать — это нормально. Вдохновение начинается с подражания. — удостоверьтесь, что у вас есть хорошая модель для подражания.

Также на эту тему смотрите раздел Моделирование на нашем сайте.

Другие принципы (для жонглирования)

Это принципы, выявленные участниками нашей Группы Жонглирования — давайте дополнять!

  • Дополнение к принципу «часть-целое»: когда не получается какой-то навык, стоит попробовать деконструировать его, понять из каких более простых элементов он состоит — и спуститься вниз по ступенькам сложности, начав тренировать элемент, который получается, но с трудом, отработать его - и затем подниматься к более сложному.
  • Направлять движения словами: например, проговаривая мантру «кидай-кидай-лови-лови».
  • Начинать разучивать движение с более слабой руки.