личные инструменты

Это старая версия документа.


Создание смысла / рабочие материалы лаборатории

Вопросы для обсуждения/развития темы

  • Поиск смысла и состояние
    • В каких ситуациях/cостоянии чаще всего возникают вопросы про смысл?
    • Что отличает эти ситуации/состояния?
    • Что является в них переломной точкой, импульсом для изменения?
  • Методы поиска смысла, в т.ч. с применением НК
    • В чем специфический подход лаборатории к вопросу создания смыслов?
  • Практические вопросы про смысл
    • «Что делать и как быть, когда старые смыслы уже не работают, а новые еще не осознанны?»
  • Как поиск смысла связан с убеждениями (с цепочками «если — то — иначе»)

Методы поиска смысла

  • Прямо сейчас спросить себя (или письменно ответить на вопросы) - «Что ценного есть в этой ситуации?». Как минимум у нас есть выбор из списка (по В.Франклу):
    • Ценность переживания (ценность того, что присходит - «Есть ли в настоящем моменте что-то важное для меня, прекрасное, неповторимое?»)
    • Ценность творчества («Могу ли я что-то с этим сделать, создать что-то в результате этой ситуации?»)
    • Ценность отношения («Как я могу к этому отнестись?»; «Как я меняюсь, осознавая эту ситуацию и принимая ее?» «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.»(с) В.Франкл)

Поиск смысла: идеи

Лаборатория 20.03.08

Идеи:

  • Смысл – это не логическое объяснение или слагаемое каких-то частей (хотя возможно, на них и можно его разложить), это целостно воспринимаемое внутреннее переживание сути происходящего. В этом он сродни инсайту про ситуацию. Цитируя Франкла, «процесс нахождения смысла подобен восприятию гештальта».
  • Важен не сам смысл, а то, что он теряется. Это проблема «потери смысла» является указанием на разрыв, несоответствие между «картой» (явлениями, доступными для восприятия) и «территорией» – убеждениями, внутренне переживаемой сутью (смыслом) происходящего.
  • Сама эта «потеря смысла» является частью этой территории-карты. Осознание и принятие этой потери как части моей «реальности» является первым шагом на пути нахождения/cоздания нового смысла.
  • Важно запустить процесс поиска смысла, тогда по дороге или смысл найдется или отпадет вопрос про смысл. Когда все хорошо, вопрос о смысле может и не возникать, он является «и так интуитивно понятным» («Зачем я еду отдыхать/танцую/делаю Х? Ну чего тут объяснять, это же и так понятно!»)
  • Для успешного создания смысла важны как минимум три вещи:
    • Важность состояния для нахождения смысла. Чтобы понять/cоздать cмысл, нужно в любом случае подняться на более высокий логический уровень (увидеть картину сверху, выйти за пределы текущего себя). Задать себе вопрос: «Как я могу войти в состояние, из которого я могу увидеть/найти смысл?» и пойти в это состояние.
    • Наличия убеждения, что задача потенциально решаема – т.е. что даже если я сейчас не вижу смысла ситуации, рано или поздно я смогу его найти. В этом смысле сама позиция логотерапии, говорящая, что у каждой ситуации есть смысл, и индивидуальная задача каждого человека в каждой ситуации его найти – является поддерживающей и трансформационной.
    • Готовность этот смысл искать. Или мотивация, желание, решимость, и т.д.

Вопросы на будущее:

  • Процесс создания смысла КАК НАВЫК.

Это некоторые мои инсайты, дополняйте. — o_z 2008/03/23