личные инструменты

Writing

Writing: зачем это не-писателям?

Почему мы в лаборатории Нового кода занимаемся темой письма и развития писательских навыков? Потому что сейчас совсем необязательно быть писателем, чтобы испытывать необходимость излагать свои мысли на бумаге - или, скорее, не на бумаге, но все-таки излагать их - причем так, чтобы ваше послание дошло до других людей и осталось с ними. Письмо очень близко затрагивает вопросы креативности, творческого мышления и интуиции. Писать, тем или иным образом, придется. Вопрос - как сделать этот процесс легким и естественным, как получить от него максимальную отдачу.

Writing: теория и основные принципы

  • Классические правила, отсюда: George Orwell’s 5 Rules for Effective Writing:
    • Никогда не используйте метафоры и обороты речи, которые заезжены печатью
    • Никогда не используйте длинное слово там, где подойдёт короткое
    • Если можно выкинуть слово, выкиньте
    • Не используйте пассивный залог там, где можно использовать активный
    • Никогда не используйте заимстованные, научные и жаргонные слова, если вы можете написать ясно и по-русски
    • Нарушайте эти правила, если так будет понятней
  • Оригинал:
    • Never use a metaphor, simile, or other figure of speech which you are used to seeing in print
    • Never use a long word where a short one will do
    • If it is possible to cut a word out, always cut it out
    • Never use the passive where you can use the active
    • Never use a foreign phrase, a scientific word, or a jargon word if you can think of an everyday English equivalent
    • Break any of these rules sooner than say anything outright barbarous
  • A guide to writing well - очень хорошее развернутое руководство (по-английски)

Writing: методы развития навыков

  • Для развития навыка рассказывания истории (наличие истории - один из отличительных признаков хорошего текста) стоит потренироваться в сторителлинге

Writing: методы работы

Здесь хотелось бы собрать какие-то пошаговые техники работы с текстом.

  • Схема RAFT (из сторителлинга):
    • Role: выберите роль, которую вы играете как рассказчик (например, можно играть роль проповедника, эпического рассказчика или «своего парня»)
    • Audience: определитесь с аудиторией: кто ваши читатели?
    • Format: выберите формат (если вы выбрали роль проповедника, то будет как минимум странно, если текст будет переполнен анекдотами).
    • Topic: подберите тему истории.

Writer's block и как с ним бороться (или не бороться)

    • Начните с одного слова. Для начала ваша цель - написать одно слово. Это может быть любое слово, но вы должны выбрать его и записать.
    • Напишите о том, что вы чувствуете по поводу того, что не можете писать. Это немного хитро (sneaky), но черт возьми, это работает. Голос в нашей голове все время что-то говорит, так что запишите это.
    • Поговорите с кем-нибудь о предмете вашего письма. (У людей обычно не бывает «блока разговоров», так что вам найдется что записать после).
    • Разогрейтесь. Спортсмены всегда разогреваются в начале тренировки, так что вам тоже стоит последовать этому примеру. У каждого свой способ - кому-то помогает отвечать на письма, кто-то выписывает цитаты, также вы можете попробовать упражнения для разогрева:
    • Составляйте списки. Это могут быть планы или вопросы, на которые должен ответить ваш текст. Утверждения в виде списков не так пугающи как связный текст, но может быть хорошей отправной точкой.
    • Переключитесь на что-нибудь более трудное. Если вы можете параллельно вести два проекта, то возможность переключаться между ними будет восприниматься как облегчение - пока у вас затык в одном, вы можете продвинуться в другом.
    • Займитесь чем-нибудь физически ОЧЕНЬ активным (Run like hell). Начните думать телом: позвольте вашему телу избавиться от стресса, который блокирует ваш ум. Сбегайте на пробежку, подстригите газон, погоняйте кота, примите душ, займитесь сексом - в общем, сделайте что угодно физическое и позитивное, чтобы заставить тело двигаться, а голову расслабиться. Если вы начнете двигать свое тело, ваш ум последует за ним.

Writing: разные идеи

  • Полезно думать о том, что не имеет *непосредственного* выражения в написанном - целях, принципах, ценностях. А вот «думать» о конкретных фразах в отрыве от «делания» (их написания) смысла нет - сразу берешь и пишешь. И вообще (за исключением весьма узкого класса ситуаций) не имеет смысла «мысленно репетировать» конкретные действия.

Материалы и ссылки по теме

Презентация

Презентация сделанная 21 февраля на Лаборатории НК: скачать.