личные инструменты

Некоторые принципы Writing

DO's (Как Надо)

  • Будьте собой.

Не изменяйте своему голосу ради придмета. Где это возможно, пишите от первого листа - это обычно выходит более естественно. Relax and write with confidence and in a way that comes easily and naturally. Sometimes this will mean discarding the first few paragraphs until you start writing naturally. “Never say anything in writing that you wouldn’t comfortably say in conversation” (Zinsser, 27).

  • Любите вашего читателя.

Когда любишь кого-то, стараешься узнать его поближе, сделать так, чтобы ему было хорошо. И все остальные советы (ясность, структура текста, увлекательность) по большей части вытекают из этого положения.

  • Будьте ясным.

Ясность письма приходит от ясности мышления.

  • Осознанно используйте структуру изложения (принцип пирамиды и т.д.)
  • Если возможно выбросить слово, выбросите его.

Вы можете не думать об этом в процессе письма, чтобы не прерывать поток, но после пройдитесь новым взглядом по тексту и избавьтесь от лишних слов.

Привычку использовать несколько слов там, где одного слова было бы достаточно, можно проиллюстрировать на следующих примерах: «достаточное число» вместо «достаточно», «в настоящий момент» вместо «сейчас», «в непосредственной близости» вместо «рядом».

Не лучше ли выбрать один сильный глагол, чем злоупотреблять наречиями с аналогичным значением? Не пишите, «радио громко орало» - глагол «орать» уже подразумевает громкость. Не пишите «человек крепко сжал зубы» - по другому сжать зубы просто невозможно.

DON'Ts (Как Не Надо)

  • Никогда не используйте длинное слово там, где подойдет короткое (Дж.Оруэлл)
  • Никогда не используйте пассивный залог там, где можно использовать активный.
  • Никогда не используйте иностранное слово, узкопрофессиональный или научный термин или жаргон, если для описания того же самого есть подходящее простое русское слово.
  • Никогда не бойтесь нарушить эти правила, если чувствуете/cчитаете, что это нужно. Break any of these rules sooner than say anything outright barbarous.
  • Не репетируйте слова текста в голове. «В голове», без записей, вы можете продумывать структуру текста или, например, подбирать примеры. Но если вы начинаете «прокручивать» фразы текста - прокручивайте их сразу на бумаге или в компьютере. Садитесь и пишите! Если нет возможности начать писать прямо сейчас, не изнашивайте слова попусту - лучше всего они «выливаются» свежими. Подумайте лучше об идеях.

Pоssible's (Как возможно, но не обязательно)

  • Пишите для себя. Двоякий совет. С одной стороны, пишите о том, что вам самому интересно (и тогда вы увлечетесь процессом), но с другой стороны, имея в виду читателя.

Следующие советы относятся к ОСОЗНАНИЮ того, как вы пользуетесь разными элементами текста:

  • Порядок слов. Ставьте сильные слова в начале и в конце предложений и абзацев. Если вы хотите подчеркнуть какое-то слово, поставьте его в конец (вспомните Штирлица с апельсинами).
    • Пример: Наш отдел разработал новый метод работы с клиентами.
    • Новый метод работы с клиентами был разработан в нашем отделе.
  • Знаки препинания. Они очень важны для восприятия, так как создают рисунок текста и как следствие - ритм чтения.
    • Точка служит сигналом остановки. Любое слово после точки говорит: «Посмотрите на меня».
    • Запятая - сигнал к продолжению движения, но с осторожностью.
    • Точка с запятой - «лежачий полицейский». Точка с запятой сильнее, чем запятая, она полезна при работе с большими объемами информации.
    • Двоеточие - предваряет перекресток.
    • Тире - ветка дерева на дороге.
      • Не путайте дефис (-) и тире (—).
    • Скобки - дорожное заграждение, это рассказ в рассказе. Как заграждение в середине улицы, скобки заставляют читателя обогнуть их, чтобы продолжить путь. Не злоупотребляйте ими сильно.
  • Осознавайте как выглядит ваш текст визуально. Блоки текста меньшего размера воспринимать проще. Разбивайте текст на абзацы, длинные предложения - на несколько более коротких. (Сравните объем внимания, который требуется для восприятия страницы текста Толстого или несколько постов в блогах).
    • Короткие предложения нужны для ясности и для передачи эмоций. Чтобы передать бесконечную печаль Иисуса при известии о смерти Лазаря автор Библии написал самое короткое предложение - из двух слов: «Иисус плакал».
    • Комбинируйте предложения различной длины - они помогут создать ритм. Тоже правило касается и абзацев.
    • Пример: В книге 1985 Гари Провост создал следующую демонстрацию того, что происходит, когда автор экспериментирует с длиной предложений:

«В этом предложении пять слов. А вот еще пять слов. Предложения из пяти слов хорошие. Но несколько подряд становятся монотонными. Смотрите, что с ними происходит. Такое письмо становится скучным. Его звук становится ровно однообразным. Это звучит, как заевшая пластинка. Ухо требует от вас разнообразия.

Теперь послушайте. Я изменяю длину предложения, и я создаю музыку. Музыка. Письмо поет. У него приятный ритм, мелодика, гармония. Я использую короткие фразы. И я использую фразы средней длины.

А иногда, когда я уверен, что читатель отдохнул, я увлеку его фразой подлиннее, фразой, полной энергии, фразой-крещендо, с барабанной дробью, с ударами тарелок, со звуками, которые говорят: послушай, это что-то важное».

  • Играйте со словами.
  • Убирайте штампы.
  • Осознавайте структуру текста: после каждого предложения спрашивайте себя - что ваш читатель хочет знать дальше?

To be continued.