личные инструменты
Вы посетили: • Упражнение "Маркер и видение"
Это старая версия документа.
Упражнение "Маркер и видение"
Это упражнение применяется для «простраивания» будущего, создания списка целей и направлений для развития.
1. Опишите собственное видение идеального будущего в виде текста (эпитафии себе, энциклопедической статьи о себе, ответов на вопросы и т.д.). Важно, чтобы вы смогли представить это будущее действительно идеальным - как бы все было, если бы все складывалось самым лучшим образом. И при этом эта картина все-таки про вас настоящего, она реальна, она потенциальна возможна (а не просто чистая фантастика). Представьте ваше идеальное будущее довольно далеко вперед - как минимум через пять лет, а лучше (если можете) через 10 или даже 20.
Формулирование идеального видения - важная и сложная задача сама по себе, это может занять какое-то время. Лучше, если вы сделаете это в состоянии даунтайм-транса, погрузившись туда, например, с помощью игры хаотичное дыхание. Для формулирования видения вы можете использовать список вопросов, распределенных по разным контекстам жизни.
2. Выполните упражнение на коммуникацию с бессознательным. Положите на достаточно большое расстояние небольшой предмет, «маркер». Произнесите про себя фразу «Если я подниму маркер, это будет означать согласие моего бессознательного помочь мне в реализации этого будущего». С закрытыми глазами подойдите и поднимите маркер.
Важно! Если вы подняли «маркер» с первого раза, положите его чуть дальше и сделайте «контрольное» поднимание. Почему мы не советуем поднимать «маркер» с первого раза? Наша цель - создать довольно точную телесную метафору достижения идеального видения. А ведь если бы цель была так легко достижима, это упражнение было бы просто не нужно!
При неудачном поднимании каждый раз ассоциируйтесь в желаемое будущее и достраивайте свое видение в различных областях, смотрите что происходит у вас на работе, с финансами, со здоровьем, с вашими близкими людьми, и т.д. Используйте недолеты и перелеты в качестве подсказок: «слишком стараюсь» или «недорабатываю», аналогично с «право» и «лево»: «слишком интеллектуально, больше эмоций» или «слишком много эмоций, больше продуманности».
Когда вы наконец поднимите маркер, заметьте этот момент. Что вы чувствуете внутри, когда достигаете ваших целей?
3. Подняв маркер, медленно идите из будущего в точку настоящего, замечая, как события разворачиваются обратно. Установите какие-то контрольные точки (5 лет, 3 года, год, месяц) и поймите, что вы будете видеть в них.
Возможно, что в какой-то момент вам будет сложно двигаться, мысли начнут путаться, появится неприятное ощущение. Если это произойдет, сойдите с линии, сделайте разбивку состояния и добавьте себе ресурсов любым способом, имеющимся в вашем распоряжении: дыхание, «Алфавит», «Н.А.С.А.», О.Р.У.Ж.И.Е. Вернитесь на линию времени в начало и снова идите к точке, где у вас возникали сложности. Если после упражнения сложности остались – «растяните» линию времени, сделайте ее более длинной. Это поможет вам определить более точный, конкретный момент, где возникают сложности.
4. В каждой из областей определите конкретные, сенсорно-очевидные вещи, которые случатся с вами при движении в таком направлении через месяц и через год, запишите их. Это и будут ваши цели на месяц и на год.
5. Поймите, что нужно делать непосредственно сейчас (как правило, это становится просто очевидно).
6. Подождите месяц и сравните то, что вы видели с тем, что реально случилось. Если совпадает – вы идете в правильном направлении, у вас хороший контакт с вашим бессознательным и ваше бессознательное хорошо организованно. Если нет – переформулируйте ваше видение будущего исходя из выявленных расхождений.
Бросание "маркера" как регулярная практика
Нам кажется очень эффективным не просто бросить «маркер» один раз, а превратить это в регулярную (например — ежемесячную) практику или даже ритуал простраивания своего будущего. Для сравнения, ведь и компании в бизнесе регулярно пересматривают свои стратегические планы. В чем польза регулярности?
Как говорил Грегори Бейтсон, человеческий мозг не воспринимает абсолютных величин, он воспринимает различия. Когда мы смотрим на пейзаж из одной точки, мы, строго говоря, видим только картинку на сетчатке своего глаза. А если мы движемся, то мы замечаем как по-разному смещаются предметы, находящиеся на разном расстоянии, и если нам удается посмотреть на те же предметы немного с другой стороны, мы получаем объемную и структурированную картину этого самого пейзажа. Примерно так же — бросили маркер однократно, получили какой-то результат, но что это было, соответствует ли это чему-нибудь, что это все означает - в общем, неведомо.
А при регулярном бросании мы, во-первых, научаемся лучше понимать, что это все может означать, а во-вторых, можем наблюдать различия в опыте по мере течения времени и улучшения нашего понимания. И вот эти различия в любом случае информативны! Иллюзия, увиденная из одной точки, как правило, не несет полезной информации, но разница между двумя иллюзиями, увиденными из разных точек (особенно если мы знаем, хотя бы примерно, чем эти точки отличаются друг от друга) — это уже результат. Способный, кстати, пролить свет и на механику формирования иллюзий.